Исследование: в России женщин-CEO больше всего в продажах, меньше всего в IT
По данным проведенного компанией Deloitte исследования, на российском рынке труда женщины составляют почти половину — 48,6% — от общего числа работников. При этом доля женщин в руководстве компаний последние несколько лет держится на уровне около 20%, что превышает среднемировые показатели в 4,5 раза. Рекрутинговая компания Hays на основе собственных исследований поделилась с Forbes Woman особенностями жизни и карьеры среднестатистической женщины-СЕО в России: где они работают, сколько получают и как выстраивают приоритеты.
Как 2020 год повлиял на заработок женщин-СЕО в России
Опросы показывают, что за минувший год у 35% руководителей доход упал, у 34% остался на прежнем уровне, а у 31% вырос. Из тех, чей заработок увеличился, 16% стали получать на 5–10% больше , 9% — на 11–20% и 6% — более чем на 21%. Большинство из тех, кто потерял в деньгах, отметили падение дохода более чем на 20%.
«Нет ничего удивительного, что в 2020 году доход руководителей сократился. Это было время, когда рассматривались все варианты сокращения издержек. В нашей компании мы на четыре месяца договорились о сокращении ставки до 0,8. Исключение составили только стажеры и младшие специалисты — им мы зарплату не сокращали», — делится генеральный директор Hays в России и Швеции Алекс Штейнгардт.
При этом 68% участников опроса ожидают, что в 2021 году их доход повысится, причем 26% ждут увеличения дохода более чем на 21%. Опасения по поводу потери в заработке высказали только 6% руководителей.
Большинство опрошенных — 44% — считают, что их продуктивность после перехода на удаленку не изменилось, а 19% даже отмечают рост собственной производительности в этот период. Однако у 16% участниц исследования продуктивность снизилась.
Женские итоги «ковидного» года: неоплачиваемый труд, увольнения и рост домашнего насилия
Образование женщин-руководителей
Согласно исследованию Hays «ДНК СЕО», 55% топов-женщин не работают по своему первоначальному образованию. Только 18% реализовали себя в полученной в вузе профессии. Еще 27% респондентов работают по второй полученной специальности. 45% опрошенных руководителей имеет различные сертификаты дополнительного обучения. MBA получили 18% опрошенных руководительниц. Еще 36% планируют получить степень в ближайшее время.
Что касается владения иностранными языками, то 45% женщин-СЕО в России могут общаться на одном языке, и одинаковое количество — по 18% — на двух или трех иностранных языках. Не владеют никаким языком, кроме родного, только 9% участниц опроса.
Очень сомнительная инвестиция. Почему после COVID-19 МВА больше не стоит своих денег
Опыт работы
Согласно данным опросов, 45% женщин-руководителей имеют рабочий стаж 21 год и более, 27% работают от 16 до 20 лет, 18% — от 10 до 15 лет и 9% — от 6 до 10 лет.
Подавляющее большинство женщин-СЕО в России — 82% — имеют управленческий опыт в продажах. Также значительное число, 73%, имеет опыт руководства в маркетинге. Далее цифры распределяются следующим образом: 45% приходится на сферу HR, 36% — на финансы, 27% руководили на производстве и по 18% — в областях электронных продаж и диджитал-сфере, в разработке продуктов и в логистике. Меньше всего среди СЕО женщин с опытом руководства в IT — 9%.
Из исследования Deloitte следует, что в специализирующихся на общественной и социальной деятельности компаниях доля CEO-женщин превышает 35%, тогда как в добывающем и энергетическом секторах и государственном управлении женщин-руководительниц меньше 8%.
«Подписывалась мужским псевдонимом»: каково быть основательницей IT-стартапа
Какие качества женщины считают важными для руководителя
Подавляющее большинство участниц опроса — 91% и 82% соответственно — назвали главными навыками топ-менеджера формирование и развитие команды и стратегическое планирование. Кроме того, 36% отметили умение управлять рисками компании, 27% — навыки антикризисного управления. Еще столько же считают, что СЕО крайне важно уметь слушать собственных сотрудников. 18% считают крайне важными навыки управления проектами.
Среди личных качеств, необходимых для построения карьеры, 82% руководительниц назвали умение принимать решения и брать на себя ответственность. По 55% высказались в пользу таких качеств, как высокая адаптивность в постоянно меняющихся условиях, умение успешно выстраивать отношения внутри компании и за ее пределами и лидерство, то есть умение вести за собой людей.
Исследование: 62% предпринимательниц использовали пандемию, чтобы прокачать профессиональные навыки