Женщины на госслужбе в России реже, чем мужчины, получают высокие должности
Доля женщин, работающих на госслужбе, в России рекордно высокая — более 70%. Россия наряду с Литвой и Украиной в этом отношении является лидером. Специалисты Центра перспективных управленческих решений провели исследование «Гендерное неравенство на российской госслужбе» (есть у Forbes) и выяснили, что российские женщины в этой сфере практически не сталкиваются с дискриминацией по уровню дохода. Это, однако, не означает, что проблемы гендерного неравенства нет, потому что ярко выраженной оказывается вертикальная гендерная сегрегация, то есть «стеклянный потолок». Это означает, что женщины занимают высокие должности намного реже, чем мужчины.
Основой исследования стали сведения из деклараций чиновников за 2013–2020 годы. Их изучение показало, что разрыв доходов мужчин и женщин на госслужбе в абсолютном измерении составляет 14,3%. Это в два раза меньше, чем в среднем по России. При этом скорректированный разрыв (между работниками с похожими характеристиками и в рамках одной должности) — всего 0,1%.
В исследовании утверждается, что прямая гендерная дискриминация в доходах на госслужбе практически отсутствует. Так, доходы чиновников и чиновниц различаются в рамках одной должности только на уровне замминистра: на этой позиции мужчины значительно чаще, чем женщины, получают доходы выше средних. Это в меньшей степени можно сказать в отношении Минобрнауки, Минюста и Минцифры. Там даже скорректированный гендерный разрыв (при невысоких показателях вертикальной сегрегации) остается существенным — около 8%, то есть вероятность дискриминации женщин в доходах остается высокой.
Авторы исследования отмечают, что хотя прямая дискриминация по доходам невысока, на госслужбе есть два типичных вида сегрегации женщин: вертикальная, то есть «стеклянный потолок», и горизонтальная (по «женским» и «мужским» отраслям). «Стеклянный потолок» проходит по позиции начальника отдела или заместителя директора департамента. То есть выше этих должностей женщинам устроиться крайне сложно. Например, директорами департамента работают лишь 30,4% женщин, на позиции замминистра их 15,9%. При этом наиболее острая проблема «стеклянного потолка» в Минприроды, Минтрансе и Минэнерго, а наименее — в Минздраве и Минтруде.
Вертикальная сегрегация дополняется горизонтальной, которая «повторяет паттерны проявлений гендерного неравенства в российской экономике в целом». Это значит, что женщины гораздо меньше представлены в министерствах, традиционно ассоциирующихся с мужской работой: энергетика, транспорт, связь, промышленность, природные ресурсы. «Но при этом, если это удается сделать, с дискриминацией в части разрыва в оплате труда они сталкиваются относительно редко, получая равный доход с мужчинами на аналогичных должностях», — заключают авторы исследования.