Незабытое старое: как Тейлор Свифт побила рекорды продаж с ремейком альбома 2012 года
12 ноября певица Тейлор Свифт выпустила переизданную версию альбома 2012 года Red и короткометражку к треку All Too Well — и поставила сразу несколько рекордов. В день релиза пользователи Spotify послушали альбом 90,8 млн раз — обойдя даже новый альбом Адель, первый за пять лет. В этот же день Тейлор побила рекорд прослушиваний для женщин за сутки — ее песни послушали 122,9 млн раз. За неделю альбом был продан в количестве 605 млн экземпляров, став вторым по популярности релизом за год и уступив лишь альбому Дрейка Certified Lover Boy. Был установлен и рекорд продаж виниловых пластинок за неделю: 114 000 экземпляров (учитываются данные продаж с 1991 года). Разумеется, при таких показателях новая версия Red не могла не возглавить альбомный чарт Billboard. Для Тейлор это десятая пластинка на первой строчке альбомного хит-парада (больше в истории музыки среди женщин было только у Барбры Стрейзанд — 11 альбомов). Но зачем же Свифт нужно было перезаписывать старый альбом?
Новое звучание и конфликт с правообладателем
Каждый из альбомов Тейлор Свифт обозначал в ее карьере определенный этап. Безымянный дебютник помог заявить о себе, Fearless сделал звездой американского поп-кантри, Speak Now, написанный полностью ею самой, показал, что она умеет делать хиты в одиночку. Red, вышедший в 2012 году, был, наверное, самым переломным в ее жизни. Именно с него начался переход Тейлор от кантри к поп-мейнстриму, благодаря которому мы и знаем ее сегодня. Следующая работа, 1989, закрепила Свифт в статусе не просто американской, а мировой звезды, но именно выход Red был моментом, когда стало понятно, что певица готовится встать на верхушке музыкального Олимпа. Эта пластинка начала открывать творчество Свифт широкой аудитории, а не только фанатам кантри, американской публике и редким поп-гикам в неанглоязычных странах.
Помимо отличий чисто музыкальных, лирика альбома стала значительно серьезнее и драматичнее, чем на первых трех альбомах артистки. Яркий и быстротечный роман с актером Джейком Джилленхолом, закончившийся в 2011 году, оставил в сердце Свифт такой глубокий след, что вдохновил на создание одних из самых глубоких текстов в ее дискографии. Red показал, что Тейлор больше не подросток, поющий о расставаниях, а состоявшаяся артистка, создающая серьезные песни.
При таком раскладе тем удивительнее, что Red стал одним из немногих альбомов Тейлор Свифт, который не удостоился ни одной статуэтки Грэмми. Впрочем, это нисколько не помешало ему возглавить альбомный чарт Billboard и сделать Тейлор первой женщиной, которая продала два миллиона копий релиза за две недели. Red оценили и фанаты: для многих из них он стал культовым альбомом и именно его они зачастую называют самой любимой работой певицы.
Однако в 2019 году Скутер Браун, менеджер Джастина Бибера, Арианы Гранде и многих других, купил лейбл Big Machine Records. Именно на этом лейбле Тейлор Свифт начинала карьеру и выпустила первые шесть альбомов, включая и Red. Купив лейбл, Браун автоматически приобрел права и на оригинальные записи всех песен, что были созданы Тейлор, пока она работала на Big Machine Records. Казалось бы, ничего страшного, но Скутер Браун оказался не тем человеком, в чьих руках певица хотела увидеть права на свои записи, — ведь тот в свое время участвовал в травле Свифт во времена ее конфликта с Канье Уэстом (в ходе конфликта, который начался по инициативе рэпера еще в 2009 году, артисты обменивались обвинениями в присвоении чужого успеха; кульминацией стала травля Свифт, развернутая в 2020-м фанатами Уэста). Владение оригинальными записями означало, что доходы с их продаж будут частично идти Скутеру, а этого Тейлор допустить не могла. Потому она решилась на беспрецедентную вещь: перезаписать все шесть альбомов, чтобы все права на новые их версии принадлежали только ей.
Вторая жизнь Red
В апреле 2021-го года вышла перезаписанная версия пластинки Fearless, а в ноябре — Red. Обе работы, равно как и каждая песня на них, теперь сопровождаются гордой надписью Taylor’s Version в скобках, у них новые обложки, но сами треки, если не вдаваться в детали, остались практически такими же. Иными словами, Тейлор сделала почти идентичную копию своих классических работ для того, чтобы у слушателей отпала необходимость слушать старые записи. Более того, она не просто переделала уже известные всем песни, но к каждой пластинке записала еще и по несколько треков, сочиненных во время работы над тем или иным альбомом, но так туда и не вошедших.
Уже новый Fearless показал, что бизнес-модель Свифт выбрала абсолютно правильную: альбом побил рекорд Spotify по количеству прослушиваний в день выхода, а многие песни вошли в топы Apple Music, Billboard и чартов других стран. Однако если Fearless был тестовым запуском, чтобы посмотреть, как публика оценит перезаписанные версии, то в случае с Red кампания по его продвижению размахнулась с поразительным масштабом.
Анонс альбома состоялся в июне, почти за полгода до его выхода, одновременно открылись и предзаказы цифровой версии релиза. На протяжении этих месяцев Тейлор потихоньку тизерила содержание пластинки в своей фирменной манере, предлагая фанатам разгадывать зашифрованные послания, в которых раскрывался треклист альбома и список музыкантов-гостей, поучаствовавших в его записи. Одновременно с этим были открыты и предзаказы физических версий релиза на CD и виниле. При этом за все это время не было выпущено ни одного сингла с новой версии Red, как это было в случае с «Fearless», — только намеки и подмигивания.
В ход пошли и необычные маркетинговые ходы: за пару дней до выхода нового Red верхушка небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг загорелась красным цветом в честь грядущего события. Американские бренды вообще очень активно включились в поддержку альбома: Starbucks, TikTok, Target и другие в день выхода Red публиковали посты в его честь и переименовывали свои аккаунты, добавляя к названиям Taylor’s Version. Starbucks переименовал один из напитков в «Латте Тейлор» — это было большое карамельное латте с обезжиренным молоком в красном стаканчике. Сеть магазинов Target выпустила эксклюзивную версию пластинок Red красного цвета (впрочем, подобные акции они проводили и с несколькими предыдущими релизами Тейлор). Не отставала и сама Свифт: на ее сайте, помимо непосредственно альбома, можно купить буквально все с его символикой — шарфы, сумки, шапки, блокноты, плакаты, свитеры, брошки, брелоки, подвески, худи и так далее, а также CD с автографом певицы, выпущенные ограниченным тиражом. С проморелиза артистка появилась уже в трех рейтинговых телешоу на канале NBC, где исполнила новые песни.
Коммерческий успех некоммерческой песни
Отдельного внимания удостоилась новая версия песни All Too Well, длящаяся больше 10 минут. Еще во времена выхода оригинального Red Тейлор проговорилась, что песня задумывалась именно такой, однако выпускать 10-минутную песню для поп-артистки в то время было бы самоубийством — и трек сократили до пяти минут. Теперь же Свифт может делать все, что ей заблагорассудится — в том числе сделать в продвижении альбома акцент на песне абсолютно некоммерческого хронометража. Долгое время All Too Well была культовой песней среди фанатов, а ее текст считался чуть ли не вершиной лирики Тейлор. Теперь же трек, который в свое время не был даже синглом, дождался своего звездного часа.
На продвижение новой версии были брошены все силы: Свифт самолично срежиссировала короткометражный фильм на основе сюжета песни, на YouTube-канале певицы вышло еще шесть версий трека (в том числе лирик-видео, караоке-версия и акустическая версия; общее количество просмотров на 22 ноября — 72 млн), а на ее сайте в течение 48 часов была доступна возможность купить цифровую копию акустической версии песни с альтернативной обложкой. Такое масштабное продвижение обновленной All Too Well может привести к тому, что впервые в истории чарт Billboard возглавит столь длинный трек (прошлый рекорд принадлежит Дону МакЛину и его песне American Pie 1972 года, длившейся 8,5 минуты). На руку Тейлор играет и то, что в чартовом зачете учитываются все варианты песни, а значит, все прослушивания 5-минутной версии помогут 10-минутной. Точные данные о том, кто возглавит Billboard на этой неделе, появятся 22 ноября в районе 21:00 по московскому времени.
Антикризисный маркетинг
Тейлор Свифт подошла к делу продвижения перезаписанного альбома девятилетней давности не как к старому релизу, а как к абсолютно новому. Сложно вспомнить похожий случай в истории поп-музыки, когда новая версия пластинки продвигалась бы с таким усердием. Причина такого серьезного подхода к маркетингу довольно проста: певице нужно максимально компенсировать убытки от отсутствия концертов из-за пандемии COVID-19. Не стоит забывать, что Свифт — не артистка-одиночка, успешно заправляющая своей карьерой от начала до конца. За ее спиной стоят десятки, если не сотни сотрудников. И не только менеджеров, ассистентов и продюсеров, но и участников концертных программ — одних из самых масштабных шоу в современной поп-музыке. Выступления были значимой частью доходов Тейлор, и, лишившись их, она оказалась в тяжелом положении, когда необходимо продолжать платить зарплаты сотрудникам, но денег на это стало куда меньше. Именно поэтому в последние два года Свифт переключилась на крайне настойчивую рекламу товаров на своем сайте, выпуск альбомов с автографами, а теперь и максимальное продвижение перезаписанных версий старых релизов.
Не последнюю роль в успехе сыграли и фанаты певицы. Поклонники Тейлор всегда отличались сплоченностью и готовностью в любой ситуации поддержать своего кумира. Тем более в ситуации, когда она не просто перевыпускает культовый для них альбом, но делает это в пику своему обидчику Скутеру Брауну. Прослушивание и покупка новой версии Red поэтому превращается не просто в приятное времяпрепровождение, но в символический акт противостояния патриархату. Не зря сама Тейлор в последние годы активно продвигает тему феминизма: для многих она стала эталоном сильной женщины, а случай с перезаписью ее песен — характерным примером, когда исполнительница сумела дать отпор несправедливому отношению со стороны мужчины. Свифт всегда старалась делать не просто песни, а рассказывать истории. К 32 годам она научилась не только этому, но и превращать свою жизнь в увлекательный роман с драматичными поворотами. Само собой, это привлекает внимание и к ней, и к ее музыке, а значит, и рекорды новой версии Red — далеко не последние в карьере певицы.
Разумеется, такой масштабный успех перезаписей альбомов Тейлор Свифт не может не вдохновить других музыкантов на ремейки своих старых пластинок. Глядя на всю эту историю, крупнейший лейбл в мире Universal Music решил немного подстраховаться от подобных случаев в будущем. Сразу же после выхода нового Red стало известно, что теперь артисты лейбла смогут перезаписывать свои песни лишь спустя семь лет после выхода последней записи, положенной по контракту (раньше это разрешалось делать спустя пять лет) или через пять лет после окончания контракта (раньше срок составлял два года). Увы, благие намерения Свифт привели к ужесточению договоров Universal Music, которые зачастую становятся стандартом для мировой музыкальной индустрии.