Исследование: россиянки начинают бизнес из-за безработицы и идут на глобальный рынок
Global Entrepreneurship Monitor (GEM) начался в 1999 году как совместный исследовательский проект Babson College (США) и Лондонской школы бизнеса (Великобритания). Первое ежегодное исследование охватило 10 стран; с тех пор их число увеличилось до 115. Сейчас GEM — это сетевой консорциум национальных команд, связанных с ведущими академическими учреждениями. Это глобальный исследовательский источник, который собирает данные о предпринимательстве напрямую от владельцев бизнесов и исследует предпринимательские экосистемы по всему миру.
По данным GEM, в 2020 году во всем мире около 274 млн женщин запускали стартапы, 139 млн женщин управляли уже устоявшимися бизнесами и 144 млн женщин были неформальными инвесторами. Самый высокий уровень владения бизнесом женщинами (6,9%) — в Центральной и Восточной Азии (для мужчин этот показатель составлял 11,9%).
Кто и почему начинает бизнес
О намерении открыть свой бизнес в ближайшие три года сообщает каждый четвертый мужчина и каждая пятая женщина в мире. Страны с низким и средним уровнем дохода продемонстрировали самый высокий уровень предпринимательских намерений и деловой активности и были ближе к гендерному паритету, чем страны с высоким уровнем дохода.
Мотивация к открытию бизнеса у мужчин и женщин, как правило, одинаковая, в основном это нехватка рабочих мест (о ней говорят 75% женщин и 70% мужчин). Женщины и мужчины в странах с низкими доходами с одинаковой вероятностью сообщают, что они начали бизнес, рассчитывая хорошо заработать (около 70%); в странах с низкими доходами такая мотивация у женщин встречается реже. Женщины и мужчины примерно с одинаковой вероятностью сообщают, что занимаются бизнесом, чтобы изменить мир к лучшему (47% и 48% соответственно) — эта мотивация характерна для стран с высоким уровнем дохода. Кроме того, примерно треть женщин и мужчин занимаются бизнесом, продолжая семейные традиции (32% и 33% соответственно).
Во всем мире 30,2% опрошенных женщин-предпринимателей (и 48% мужчин-предпринимателей) предполагали нанять шесть или более сотрудников в ближайшие пять лет. Авторы исследования подчеркивают: говоря о женском предпринимательстве, важно делать фокус на развивающихся отраслях и растущих компаниях, потому что именно они создают новые рабочие места.
Какими компаниями управляют женщины
Во всем мире компании, управляемые женщинами, как правило, меньше, чем компании, управляемые мужчинами. Женщины чаще, чем мужчины, работают как индивидуальные предприниматели, без соучредителей или сотрудников (36,6% против 24,6%). Чем больше в компании сотрудников, тем меньше вероятность, что ею руководит женщина.
Наибольшая активность женщин-предпринимателей наблюдается в секторе оптовой и розничной торговли, где во всем мире работают 51,3% женщин-предпринимателей и 43,4% мужчин-предпринимателей. Женщины также чаще работают в здравоохранении, образовании и социальных услугах и — что стало новшеством по сравнению с предыдущими годами — в обрабатывающей промышленности и на транспорте.
Гендерный разрыв в том, насколько компании вовлечены в глобальные экономические процессы, увеличился на 30% по сравнению с 2019 годом. На международные рынки свои бизнесы выводят 8,9% мужчин и только 4,9% женщин. Исключение — Индия, где женщины-предприниматели в 3,3 раза чаще сообщают о своей ориентированности на международный рынок по сравнению с мужчинами-предпринимателями.
Навыки и установки
С активностью стартапов коррелирует способность основателей видеть новые возможности для бизнеса, наличие навыков для открытия бизнеса, отсутствие страха провала.
Во всем мире женщины примерно на 10% реже, чем мужчины, сообщают о новых деловых возможностях (42,5% против 47,5%). Наибольший гендерный разрыв обнаружен в странах с высоким уровнем доходов, а также в Европе и Северной Америке.
Женщины во всем мире в среднем на 20% реже, чем мужчины, уверены в своей способности начать бизнес (54,7% против 66,2%). Самый низкий показатель уверенности в себе — в Норвегии, самый высокий — в Того.
Женщины примерно на 10% чаще, чем мужчины, опасаются неудачи (54,8% против 49,9%) — кроме Италии, где мужчин провал пугает сильнее, чем женщин. Самый высокий уровень страха банкротства — у женщин в Испании и Греции, самый низкий — в Казахстане.
Во всем мире женщины реже, чем мужчины, говорят, что открыть бизнес в их стране легко (48,9% против 52,8%).
Женщины и мужчины примерно одинаково оценивают престижность предпринимательства, самый высокий показатель — в Иране, где бизнес считают статусным занятием 95,2% женщин и 93,4% мужчин.
Как на бизнес повлияла пандемия
Среди тех, кто сообщил о закрытии бизнеса, женщины во всем мире на 20% чаще, чем мужчины, связывали это решение с пандемией (41,9% против 35,5%), причем в Европе и Северной Америке — на 50% чаще. Иначе обстоят дела в Центральной и Восточной Азии, где мужчины чаще сообщали о закрытии бизнеса из-за пандемии, чем женщины (37,7% против 34%). Это также характерно для стран с более низким уровнем доходов.
Были и те, для кого пандемия стала источником возможностей — женщин и мужчин среди таких респондентов в мире примерно поровну (40,6% и 42,2% соответственно). Правда, в странах с низким уровнем доходов женщины на 20% реже, чем мужчины, сообщают о том, что пандемия открыла новые возможности для бизнеса.
Во всем мире женщины-предприниматели чаще, чем мужчины, говорят, что во время пандемии начать бизнес было труднее (65,5% против 60,8%). Этот гендерный разрыв был наиболее заметен в Европе и Северной Америке и среди стран с высоким уровнем дохода.
Неформальные инвесторы
Во всем мире 5,8% женщин и 8,2% мужчин финансируют чужие стартапы (таким образом гендерный разрыв тут — 30%). Единственная страна, где женщин-инвесторов больше, — Казахстан (21,2% против 17,7%).
При этом в среднем по миру медианная сумма женских инвестиций в два раза меньше, чем сумма мужских, и этот разрыв более выражен в странах с низким уровнем дохода. В странах с высоким уровнем дохода, в отличие от предыдущих лет, женщины показали более высокий средний объем инвестиций по сравнению с мужчинами.
Особенности регионов
Самые высокие показатели женской предпринимательской активности в Центральной и Восточной Азии — у Казахстана, где каждая пятая женщина запускает бизнес.
В Европе один из самых низких показателей женского предпринимательства по сравнению с другими регионами мира — 5,7% против 11% в среднем по миру. Женщины в европейских странах менее предприимчивы, чем в других регионах, потому что у них есть другие варианты работы и поддержка государства на случай безработицы или расходов, связанных с уходом за членами семьи. Зато в Европе высока доля предпринимательниц, работающих в сфере IT и связи, и их компании не менее инновационны, чем компании, созданные мужчинами.
В Латинской Америке и странах Карибского бассейна у женщин самый высокий в мире показатель закрытия бизнеса — на 20% выше, чем у мужчин. Однако местные предпринимательницы не унывают: показатель предпринимательской активности здесь также очень высок (24%), в том числе в производственном и транспортном секторах, где часто доминируют мужчины.
В большинстве стран Африки и Ближнего Востока женщинам труднее начинать бизнес, они часто сталкиваются с предубеждениями и культурными ограничениями. Тем не менее более половины женщин в Анголе и более трети женщин в Того — предпринимательницы.
Уровень предпринимательской активности женщин традиционно высок в Северной Америке. Здесь женщины чаще, чем в других странах, начинают бизнес с намерением «сделать мир лучше». Женщины в Северной Америке, особенно в Канаде, часто выступают неформальными инвесторами, и хотя они отстают от мужчин как по темпам, так и по уровню инвестиций, но являются важным источником капитала для женщин-предпринимательниц.
Предпринимательницы в России
В России не очень высокий показатель женской предпринимательской активности на ранней стадии бизнеса (7,3% против 11% в среднем по миру).
Женщины в России предпочитают работать как индивидуальные предприниматели, не нанимая сотрудников и не ища партнеров (25,5% предпринимательниц против 6,4% мужчин-предпринимателей).
Россиянки чаще начинают бизнес из-за нехватки рабочих мест (76,3% против 74,9% в среднем по миру; у российских мужчин этот показатель ниже — 66,7%) или в надежде хорошо заработать (68% против 57,3% в среднем по миру). Реже — чтобы что-то изменить в мире (21,3% против 48% в среднем по миру) или чтобы продолжить семейную традицию (14,7% против 31,7% в мире).
Больше всего предпринимательниц в России заняты в ретейле (40,5%), меньше всего их в IT, а также в сельском хозяйстве и добывающей промышленности (по 2,7%). Российские предпринимательницы реже, чем в среднем по миру, планируют предлагать клиентам инновационные продукты — у российских мужчин этот показатель, напротив, выше среднемирового.
Зато женщины в России чаще, чем в среднем по миру, считают бизнес хорошим вариантом карьеры и статусным занятием, планируют расширять штат сотрудников и выходить на международный рынок.