«Вы не сможете остановить освобождение женщин»: история первой исламской феминистки
Одна из первых феминисток на территории современного Ирана, поэтесса, богослов и проповедница, активистка, осмелившаяся снять хиджаб, женщина, казненная за свои убеждения, — все это о Фатиме Заррин-Тадж Барагани Казвини, известной как Тахире. Она пережила заключение и вынужденную разлуку с детьми, но не отступилась от своих принципов
Фатима Заррин-Тадж Барагани Казвини родилась, по разным данным, в 1814 или 1817 году во влиятельной иранской семье. Ее отец, мулла Мухаммед Салех Барагани, был видным священнослужителем и богословом. Фатима с детства любила учиться. Она выучила арабский язык и еще до того, как достигла подросткового возраста, стала «хранительницей Корана» — так называли людей, выучивших Коран наизусть.
Фатима также изучала философию, персидскую литературу и поэтику. Она присутствовала на занятиях своего отца с учениками, сидя за специальной занавеской, как того требовали традиции. Когда ученики задавали мулле вопросы, нередко на них отвечала сама Фатима. Помимо ума и любви к учебе, она обладала талантом оратора, а также «дивной красотой». Однако ей, как и другим девочкам в Персии, было суждено стать исключительно женой и матерью — на большее рассчитывать не стоило. Супруга британского посла леди Шейл, прибывшая с мужем к персидскому двору, была потрясена тем, что местные женщины никак не участвуют в общественной жизни. Она писала: «Женщина в Персии никто».
Поиски наставника и своего пути
В 14 лет Фатиму выдали замуж за двоюродного брата, молодого ученого Мухаммеда Али Барагани. На первый взгляд, у них было много общего: оба эрудиты, оба занимались богословием, а Фатима к тому же писала стихи. Фатима родила одного за другим троих детей — двух сыновей и дочь. Однако ей было тесно в роли жены и матери. Фатима продолжала учиться, считая, что знания и образование дают свободу.
Она мечтала получить статус муджтахида — исламского богослова. Муджтахиды могут сами толковать Коран и не опираться на суждения других богословов. Фатима считала, что вполне годится для этой роли. Однако другие муджтахиды отказали ей: они отметили, что она и правда могла бы стать одной из них, если бы не была женщиной.
Фатима поддерживала переписку с некоторыми исламскими учеными и богословами, в том числе с мистиком и философом Сеидом Каземом Решти. Он стал для нее учителем и наставником. Фатиме удалось уговорить мужа отпустить ее в паломничество в священный для шиитов город Кербелу, где она хотела встретиться с Сеидом. Но прибыв туда в январе 1844 года, она узнала, что Сеид умер. Фатима должна была вернуться домой, но вместо этого решила остаться и самой стать проповедницей. Она выступала, спрятавшись за ширмой, но даже это казалось революцией.
Между тем на территории современного Ирана стало приобретать популярность новое религиозно-политическое течение. Его лидер, купец Сеид Али-Мухаммад Ширази назвал себя Бабом, что в переводе с персидского означает «врата». Сначала Баб уверял, что является связующим звеном с Мессией, а затем назвал пророком себя. Его ученик Хусейн-Али-и-Нури по прозвищу Бахаулла основал религию бахаи.
Центральной темой проповедей Баба было установление единства человечества. Бабисты и затем бахаисты выступали за искоренение предрассудков и достижение равенства между мужчинами и женщинами. Этим новая религия коренным образом отличалась от принятого в Персии XIX века восприятия ислама и от законов шариата.
Баб, как и Фатима, был одним из учеников Сеида Казема Решти. Они с Фатимой стали переписываться, и вскоре она поняла, что нашла нового духовного учителя.
Новое имя и новая жизнь
Летом 1844 Фатима года стала семнадцатой из первых восемнадцати учеников Баба — и единственной женщиной среди них. Он дал ей имя Тахире, что значит «Чистая».
«Практически каждая религия имеет свою парадигму «идеальной» женщины, — писала исследовательница Сьюзан Манек, автор работы «Женщины в бахаизме». — В индуизме это была Сита, идеальная жена, которая остается верной своему мужу любой ценой. В христианстве самая выдающаяся женщина — Дева Мария, символ материнства. В исламе есть Фатима, дочь Мухаммеда, которая воплощает идеал матери, жены и дочери. Тахире, самая известная женщина в истории бабизма, представляет поразительный контраст с другими ролевыми моделями».
Муж пытался вернуть Тахире в семью, но она отказалась, сказав: «Путешествуя с вами, я пробудила бы вас от сна беспечности и показала бы вам путь истины. Но этому не суждено было случиться. Ни в этом мире, ни в будущем я не могу быть связана с вами. Вы навсегда ушли из моей жизни». Из-за расставания с мужем Тахире было запрещено видеться с детьми.
Присоединившись к бабистам, Тахире заявила, что большую часть исламских традиций и законов не обязательно соблюдать. Она отказалась выполнять ежедневные молитвы. В 1847 году во время месяца Мухаррам, одного из четырех так называемых запретных месяцев мусульманского календаря, она отказалась носить траур в память о гибели внука пророка Мухаммеда, имама Хусейна, как это принято у мусульман-шиитов. Вместо этого она надела яркую одежду и призвала не скорбеть, а веселиться, ведь на начало Мухаррама выпадал день рождения Баба.
Слухи о Тахире разлетелись по стране, и у нее появились последовательницы. Ее поддерживали и некоторые мужчины. В одной из деревень на выступление Тахире пришла толпа, и 12 000 человек поклялись ей в верности. В городе Кирманшахе ученики Баба были встречены жителями агрессивно, но Тахире не ушла, пока не пообщалась с женщинами из уважаемых семей и не разъяснила им учение Бабы.
При этом деятельность Тахире не представляла собой «женское освободительное движение в современном смысле этого слова», отмечает исследовательница Сьюзан Манек: «Для Тахире снятие завесы было прежде всего актом религиозного новаторства. Ни в трудах Тахире, ни у Баба вопрос прав женщин как таковых не рассматривается. Очевидно, Тахире восприняла откровение Баба как освобождение независимо от того, касалось ли оно статуса женщины».
«День праздника и всеобщей радости»
В 1848 году в деревне Бадашт последователи Баба провозгласили бабизм независимой религией, а не ответвлением ислама. Некоторые из собравшихся предлагали найти компромисс с традиционным исламом, но Тахире выступила за более радикальный вариант. Она предложила полный разрыв с законами шариата. Ее точку зрения в итоге поддержали остальные. Чтобы отпраздновать «отмену закона ислама», Тахире появилась на улицах Бадашта без хиджаба и обратилась к людям: «Это день праздника и всеобщей радости, день, когда оковы прошлого лопнули». Вид Тахире с непокрытой головой поразил прохожих: ее называли еретичкой, один мужчина попытался ударить мечом, другой, как позже писал правнук Бахауллы Шоге Эффенди, решил, что его глаза и религиозные чувства оскорблены, и перерезал себе горло в знак протеста.
Вскоре после публичного разрыва с традиционным исламом начались гонения на бабистов. Их выгнали из Бадашта. Исламские священнослужители подстрекали людей напасть на дом Тахире. Она стала странствующей проповедницей — ходила от деревни к деревне, пока, наконец, не была арестована по приказу правительства.
«Нищета, изгнание и потери — для меня»
Тахире отправили в Тегеран, на аудиенцию к шаху Насеру ад-Дину. Тот был восхищен красотой проповедницы и, по легенде, сказал: «Мне нравится ее внешность. Оставьте ее в покое». Есть даже версия, что шах намеревался жениться на Тахире — при условии, что она отречется от бабизма. Тахире ответила: «Царство, богатство и сила — для тебя. Нищета, изгнание и потери — для меня. Если первое хорошо, то оно твое. Если последнее сложно, то это мое».
После этого Тахире заключили под домашний арест в резиденции калантара — начальница полиции Тегерана. Ее учителя Али-Мухаммада Баба в 1850 году расстреляли в Тебризе. Многие бабисты попали в тюрьмы и были казнены, некоторые бежали из Персии. Бельгийская писательница и путешественница Карла Серена, посетившая Персию в 1870-е, писала: началось «царство террора».
Тахире провела под арестом три года. 17 августа 1852 года ее тайно казнили. Жена калантара, подружившаяся с Тахире, вспоминала прощание с ней: «Как только она увидела меня, подошла и поцеловала. Она попрощалась со мной и исчезла из виду. Какая тоска охватила меня, когда я наблюдала, как ее прекрасный силуэт медленно исчезает вдалеке».
Тахире знала, что ее убьют. Сын калантара вспоминал, что она сама подготовила шарф, которым хотела, чтобы ее задушили. Перед казнью надела лучшее из своих платьев. А готовясь к смерти, сказала: «Вы можете убить меня так, как вам будет угодно, но вы не сможете остановить освобождение женщин». Ее казнили в саду Ильхани у ворот Тегерана, а тело сбросили в колодец и засыпали землей.
Сегодня Тахире считают одной из первых выдающихся исламских феминисток. Она попыталась разрушить традиционные религиозные и социальные барьеры, мешавшие женщинам чувствовать себя свободными и выбирать, чем заниматься в жизни. И не побоялась пожертвовать свободой и в конечном счете жизнью ради своих убеждений.