К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Это сделала я»: как Линда Альварадо заработала $230 млн на строительстве и фастфуде

Линда Альварадо (Фото Theo Stroomer for Forbes)
Линда Альварадо (Фото Theo Stroomer for Forbes)
Линда Альварадо родилась в глинобитном домике без туалета, а теперь входит в сотню богатейших self-made женщин США. Добилась она этого так: с детства отказывалась от «девчачьих» занятий, предпочитая спорт, стройку и бизнес. Теперь у нее крупная строительная компания, несколько ресторанов фастфуда в управлении и состояние в $230 млн

Эта денверская «акула» бросила вызов условностям и без приглашений ворвалась в строительство, фастфуд и Главную лигу бейсбола (MLB). Она прошла долгий путь от глинобитного дома с двумя комнатами, в котором даже не было водопровода.

Линда Альварадо, похожая на политического деятеля, идет к своему месту на Матче всех звезд Главной лиги бейсбола 2021 года, иногда останавливаясь, чтобы обняться или поболтать со всеми: от киоскера Роя до финансового директора «Колорадо Рокиз» Хэла Рота. Когда перед игрой отдают дань уважения Хэнку Аарону, она показывает на экране телефона фотографию, на которой запечатлены она и покойный игрок Зала славы. «Бейсбол у меня в крови», — заявляет она. Альварадо, одетая в костюм фиолетового цвета, доминирующего в униформе Colorado Rockies, не просто очередная фанатка команды. В 1991 году по просьбе тогдашнего губернатора Колорадо Роя Ромера она вошла в состав первоначальной группы инвесторов команды. Ее доля составляла один крошечный, но значительный процент: она была первым латиноамериканским владельцем MLB и первой self-made собственницей. «Это сделал не мой муж, — говорит она. — Это сделала я. И мои деньги».

С тех пор влияние (и богатство) Альварадо только растет. Сейчас результаты ее деятельности заметны по всему Денверу. Полностью принадлежащая ей Alvarado Construction участвовала в строительстве стадиона Mile High, где играют «Денвер Наггетс», и международного аэропорта Денвера, а также других примечательных зданий. Кроме того, она построила большую часть из 258 кафе Yum! Brands (под брендами Taco Bells, Pizza Hut и KFC), которыми управляет Palo Alto Inc. — 51% этой франшизы принадлежит Альварадо, 49% — ее супругу Роберту. Именно на этот бизнес приходится большая часть ее $230 млн. Такое состояние позволило ей стать одной из ста богатейших self-made женщин США.

 

Альварадо говорит, что добилась успеха, потому что не отвлекалась на «традиционные подходы». Именно поэтому она экспериментировала со множеством инновационных решений, включая новый дизайн Taco Bell для тесных городских пространств, в котором кухня находится на втором этаже, а система конвейеров автоматически загружает подносы и доставляет их на первый этаж.

Биография Альварадо совершенно не традиционна. Она родилась в 1951 году под именем Линда Мартинес в двухкомнатном глинобитном доме на окраине Альбукерке, штат Нью-Мехико: там не было водопровода, но потопы случались каждое лето. «Я думала, все проводят летние каникулы в «Красном кресте», — шутит она.

 

Родители Альварадо были прирожденными строителями. Ее отец, протестантский священник из Мексики, который работал в охране Национальной лаборатории Сандия, сам построил тот глинобитный дом. Ее мать часто повторяла почти как мантру: «Начинай с малого, но мысли масштабно».

Важнее, чем иммигрантская амбициозность, оказалось стремление Мартинесов освободить дочь от «женских» дел по дому, чтобы она смогла сосредоточиться на учебе. Ожидалось, что Альварадо, младшая из шести детей и единственная девочка, будет заниматься спортом вместе с братьями. «Если у вас шесть детей, у вас готова команда», — говорил ее отец. Когда в старшей школе тренер сказала Альварадо, что девочки не могут участвовать в состязаниях по прыжкам в высоту, ее мать отправилась в школу и потребовала изменений. Альварадо победила в соревновании по прыжкам в высоту и получила премию «Лучшая спортсменка» того года — это было признанием ее заслуг во многих видах спорта, включая софтбол. 

Отличная физическая подготовка позволила Альварадо сделать, как оказалось, ключевой шаг в сторону карьеры в строительстве: когда она изучала экономику в колледже Помона в Калифорнии, где ей удалось получить стипендию, она отклонила предложение администратора поработать в библиотеке или столовой и попросила, чтобы ей разрешили присоединиться к бригаде техников. Она говорит, что объяснила свой выбор следующим образом: «Мне не придется носить эти неудобные девчачьи туфли… Я загорю, и мне еще будут платить за то, что я работаю с кучей неженатых мужчин».

 
Линда Альварадо в ее штаб-квартире в Денвере (Фото Theo Stroomer for Forbes)

Этот опыт помог Альварадо по окончании университета в 1973 году устроиться на работу в лос-анджелесскую компанию по организации строительных работ. Плюс одна небольшая хитрость: она считает, что ее пригласили на собеседование, потому что она использовала в резюме только инициалы, скрыв свой пол. Она использовала этот метод и позднее, когда подписывала заявки на строительные тендеры.

Некоторые рабочие из полностью мужских бригад строителей называли Линду «латина» и рисовали ее голой на стенах туалетных кабинок. Тем не менее ей нравилось наблюдать, как из чертежей вырастает здание, и она решила, что нашла свое призвание.

Альварадо прошла курсы по оценке, землеустроительству и составлению электронных расписаний, а затем переехала в Колорадо вместе с мужем (на первом свидании они ходили на матч «Доджерс»). В 1976 году, когда ей было 24 года, она основала собственную компанию, полагая, что ее навыки работы с компьютерами дадут ей преимущество. «Мне говорили, что я обречена на неудачу, потому что я одновременно латиноамериканка и женщина, — вспоминает она. — Но я подумала: в математике, когда мы перемножаем два отрицательных числа, получается положительное». 

После того как шесть банков отказали Альварадо в кредите, родители одолжили ей $2500 — и только когда она выплатила долг, признались, что заложили свой дом под 24%. Как и учила ее мать, она начала с малого: устанавливала водостоки, прокладывала тротуары и строила автобусные остановки — и в конце концов получила заем от Управления по делам малого бизнеса. Прорыв случился в 1983 году, когда Джой Бернс, еще одна революционерка отрасли, основавшая Женский банк Колорадо, поручила Альварадо реновацию 17-этажной гостиницы Burnsley Hotel с 80 номерами в центре Денвера.

Большое испытание случилось в 1992 году, когда на строительстве офисного здания в аэропорту Денвера двое монтажников устанавливали балку и разбились насмерть. Работы были прекращены на время расследования Управления по охране труда, и Альварадо пришлось отбиваться от других подрядчиков, которые пытались заполучить проект. «Мне пришлось заново выстраивать мою репутацию», — говорит она.

 

Сегодня у ее строительной компании есть офисы в Аризоне, Калифорнии, Колорадо и Нью-Мексико и такие клиенты, как Kaiser Permanente, Xcel Energy и PG&E. 

Альварадо стремилась создать строительную компанию, а вот в индустрию фастфуда она попала почти случайно. В 1984 году она строила торговый центр в заброшенном районе Денвера и пыталась привлечь туда какую-нибудь известную сеть фастфуда. Taco Bell, которая тогда принадлежала PepsiCo, не хотела рисковать. Однако сеть согласилась на то, чтобы Альварадо открыла там франшизу, а управлять ею был готов муж Линды Роберт. Несколько лет спустя, когда Taco Bell захотела выкупить кафе, супруги отказались и попросили новые точки.

Сегодня их компания Palo Alto занимает 28 место среди крупнейших управляющих ресторанными франшизами в стране. Ее годовая выручка составляет $325 млн и поступает преимущественно от точек в Колорадо, Нью-Мексико и Калифорнии. Бывший глава Yum! Грег Крид говорит, что Альварадо завоевала уважение других франчайзи, потому что делилась «секретами мастерства»: от лучших строительных материалов до более приятного светодиодного освещения и инспекций с помощью дронов. 

Супруги Альварадо сумели не только сократить время постройки новых ресторанов, но и протестировать множество инноваций: от электронных терминалов для заказов и посудомоек до совершенно новых форматов ресторанов. Они создали концепт Taco Bell Cantina для всей семьи, где продают пиво и премиальные блюда и включают спортивные телепередачи. Кроме того, Альварадо разработала прототип спин-оффа Taco Bell под названием Live Más (в честь слогана сети, который переводится как «Жить больше») и экспериментирует с тем, чтобы превращать грузовые контейнеры во временные точки Taco Bell.

 

Когда дело касается франшиз, семейство Альварадо четко распределяет обязанности. Роберт раньше руководил операционной деятельностью ресторанов, хотя теперь эта задача перешла к их старшему сыну Робу, выпускнику факультета гостиничного и ресторанного бизнеса Корнеллского университета, у которого есть также степень MBA и диплом по юриспруденции. Альварадо продолжает заниматься тем, что она знает и любит: она скупает землю и строит на ней. «Я избегаю таких слов, как «готовка», «уборка», «пыль», — говорит она.

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+