К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Праздник грамоты: основатель «Тотального диктанта» о новых нормах и проверках Минюста

Ольга Ребковец  (Фото Софьи Зениной)
Ольга Ребковец (Фото Софьи Зениной)
«Тотальный диктант» впервые прошел в 2004 году. За 17 лет он вырос из небольшого мероприятия в Новосибирском университете в международный фестиваль грамотности, оставаясь при этом негосударственным проектом. Мы поговорили с Ольгой Ребковец о том, становятся ли люди в России грамотнее, как удается находить финансирование и с чем связана недавняя проверка Минюста

— Как вам удается из года в год находить финансирование? И сколько «Тотальный диктант» «стоит» сейчас?

— У нас нет стабильного долгосрочного источника финансирования, и каждый год деньги на проведение «Тотального диктанта» приходится собирать из разных источников: грантов, спонсорских и партнерских средств и так далее.

В 2021 году бюджет проекта составил около 30 млн рублей. Это примерная оценка, потому что, во-первых, часто партнеры предоставляют нам свои услуги по бартеру, а во-вторых, многое держится на волонтерском труде, потому что наш проект — общественный. К счастью, с волонтерами у нас все отлично. За долгие годы вокруг «Тотального диктанта» сформировалось сообщество людей, которые хотят продвигать русский язык, популяризировать грамотность и делать из этого праздник. Без этого сообщества мы не построили бы работающую систему и не стали бы глобальными.

 

При этом мы понимаем, что сложно быть глобальным общественным проектом, не имея «безусловного базового финансирования»: очень маленький горизонт планирования и высокая степень неизвестности. Чем масштабнее диктант, тем острее мы это ощущаем.

Это что-то вроде сетевого маркетинга, только в основе идея, что русский язык — это круто

— Как вы думаете, почему проект так «выстрелил» и интерес к нему не падает уже почти 20 лет, а наоборот, только растет?

 

— Думаю, здесь много факторов. Во-первых, как я уже говорила, мы — общественный проект, который объединяет вокруг себя неравнодушных людей и через них транслирует свои ценности на очень большую аудиторию. Это что-то вроде сетевого маркетинга, только в основе идея, что русский язык — это круто, и быть грамотным — тоже круто. Во-вторых, мы изначально проект низовой и региональный — «Тотальный диктант» появился в Новосибирские и какое-то время проводился только там.

В-третьих, появление «Тотального диктанта» совпало с началом тренда на эдьютейнмент, когда в стране массово начали проводится публичные лекции, научные слэмы (короткие выступления ученых об их открытиях, разработках и т.д., — Forbes Woman) и так далее. И наш диктант на этой волне набирал обороты. Интеллектуальный досуг актуален и сейчас. Кроме того, сейчас во всем мире тренд на непрерывное обучение, а «Тотальный диктант» выстроил уже целую цепочку образовательных продуктов для взрослых, которые хотят продолжать изучать русский язык. У нас есть серия книг, которая так и называется: «Русский язык 18+». 

Ну и, наконец, в-четвертых, при всем этом у нас в стране нет системы, которая помогала бы людям повышать и прокачивать грамотность на регулярной основе. А потребность в этом есть, и она растет с каждым днем. Можно вспомнить массу примеров: и когда региональные министры публиковали посты с орфографическими ошибками, и когда на билбордах ветеранов называли ветеринарами. И фонд «Тотальный диктант» пытается эту систему создать.

 

— Как на проекте отразилась пандемия? 

— Конечно, она осложнила нам жизнь. За последние полтора года у нас стало меньше спонсоров. А все запасы, которые были накоплены, ушли на то, чтобы пережить последствия пандемии: отмену очных мероприятий и срыв некоторых партнерских договоренностей. Команду проекта пришлось переформатировать: сейчас мы работаем очень ограниченным составом.

На это наложились некоторые неблагоприятные события, которые произошли этим летом. В июне мы узнали, что проект не получил поддержку Фонда президентских грантов на 2022 год, хотя до этого фонд поддерживал нас четыре года подряд. Мы очень надеялись на то, что этот грант будет, хотя понимали, что гарантий никаких нет, это конкурсный отбор. А в июле-августе нам устроил внеплановую проверку Минюст.

— Насколько трудной для вас стала эта проверка?

— Мы предоставили порядка 5000 листов документов, что в принципе не стало большой проблемой: эту отчетность мы и так готовим для разных фондов, большинство необходимых документов хранится в том числе в электронном виде. Осложнилось все тем, что наша бухгалтер, которая ведет весь документооборот и отчетность, как раз лечила в Новосибирской области своих родителей от ковида. Мы ходатайствовали о переносе сроков проверки, но нам отказали. Так что она дистанционно готовила документы, я прилетала в Новосибирск, печатала, прошивала их, описывала, передавала…

 

Было действительно тревожно, ведь мы еще никогда с такими проверками не сталкивались, даже планово нас Минюст ни разу не проверял, хотя наша организация существует с 2011 года. В итоге у нас нашли некоторые небольшие нарушения, которые мы уже устранили. 

— Есть мнение, что ваши проблемы начались из-за того, что вы выбрали автором текста диктанта в 2021 году Дмитрия Глуховского, известного своими оппозиционными взглядами. По этой причине проводить «Тотальный диктант» за рубежом отказалось «Россотрудничество».

— Не думаю, что все эти события — следствие такого выбора, но, действительно, безумно жалко, что мы не смогли в этот раз поработать с органами «Россотрудничества» на местах, ведь со многими из этих людей мы давно дружим. Мы с самого начала четко выразили нашу позицию и объяснили, как мы выбираем автора. «Тотальный диктант» вне политики, он про русский язык и русскую литературу. А Дмитрий Глуховский — известный писатель, который занимает большое место в современном русском литературном процессе. При этом ни в самом его тексте для диктанта, ни в сопроводительных материалах никакой политической повестки не было. 

Кстати, в следующем году мы будем писать текст другого замечательного писателя — Марины Степновой. Выбирая ее, мы тоже, как всегда, думали о том, чтобы познакомить широкую аудиторию с хорошей современной русской литературой.

 

— Как вы решаете проблему уменьшившегося финансирования?

— Президентский грант помогал закрыть базовые расходы на проведение акции, при этом покрывал далеко не все затраты на организацию «Тотального диктанта» и другие наши проекты. Но все же некоторые планы пришлось пересмотреть, а команду переформатировать. Тогда, в июне, я просто старалась не сдаваться, но теперь понимаю, что ситуация была близка к критической. Я обратилась к общественности — через соцсети и не только — и рассказала, что происходит с «Тотальным диктантом». Это вызвало отклик от компаний и просто неравнодушных людей. У нас появились новые партнеры и новые перспективы. 

Например — мы объявили об этом на днях — «Яндекс» поддержит проведение «Тотального диктанта» в онлайне. С нами начал сотрудничать бренд «Мой офис», который поддержит акцию финансово. Сейчас ведутся переговоры еще с рядом компаний. Дефициты еще есть, но все же теперь мы можем смотреть в будущее проекта более уверенно. Кроме того, мы продолжаем готовить и подавать грантовые заявки на проведение диктанта и другие проекты фонда, сейчас ждем результатов нескольких конкурсов.

— Давайте тогда поговорим о географии «Тотального диктанта». Вы уже распространились на весь мир, или все-таки что-то не охвачено?

 

— Наверное, все-таки еще что-то не охвачено. Знаете, пандемия тут свои коррективы внесла, потому что раньше мы вообще не подсчитывали географию онлайн-участия. Отслеживали только места, где физически проходил диктант — и в 2019 году это была 81 страна вместе с Россией. А когда случился коронавирус, стало понятно, что надо считать и онлайн. И мы можем сказать, что в апреле этого года писали диктант онлайн и смотрели наш онлайн-марафон в 123 странах. Это классно, но живого общения он, конечно, не заменит. Так что мы очень рассчитываем везде вернуться в формат очных мероприятий.

А вообще, расти географически, конечно, есть куда. Вот в Арктике еще не было «Тотального диктанта» , хотя в Антарктиде он проводится с 2013 года на российских станциях. В центральной Африке мы пока недостаточно представлены. Можно и нужно расширять аудиторию в туристических Египте и Тунисе. Даже в России у нас сейчас есть одно «белое пятно»: в последние годы Ненецкий автономный округ остался без «Тотального диктанта». Там была очень классная организатор, но она ушла со своей работы, и никто не берется повторить ее успех. Надеемся это тоже скоро исправить.

— Общее количество участников диктанта в последние годы продолжает расти?

— Да, конечно. Если в прошлом году мы собрали вместе с онлайном где-то  276 000 человек, то в этом было уже 678 000. Правда, в офлайне, по понятным причинам, писали только где-то 90 000 из них. Но и это очень неплохо, потому что у нас в пандемию практически «отвалилась» вся заграница из-за локдауна.

 

Причем растет аудитория не только самого «Тотального диктанта», но и других наших проектов. У нас давно уже не просто мероприятие одного дня. Весь год мы делаем онлайн-курсы, устраиваем лекции, организуем автопробеги, издаем книги. С помощью всего этого мы охватываем еще больше людей, даем им возможности для обучения.

Представьте, что в Иркутске  попросилась писать диктант бригада из 20 электриков, а в Новосибирске пришла группа из 20 филологов. И как понять по результатам, какой город грамотнее? 

— Анализируете ли вы, как грамотность ваших участников меняется год от года? Например, измеряя средний балл?

— Знаете, это было бы сложно сделать, потому что у нас не типовой школьный диктант. Каждый год — новый автор и новый текст. И хотя с каждым текстом по полгода работают наши филологи, обсуждая его с автором, адаптируя и корректируя, — все равно тексты получаются очень разными. Поэтому по ним достаточно сложно отследить динамику грамотности даже одного отдельного человека, не говоря уже обо всей нашей аудитории в целом. Есть, конечно, истории успеха, когда люди начинают с «двойки» за диктант, а потом, посещая курсы и участвуя в акции, становятся в конце концов отличниками. Точно можем сказать, что «Тотальный диктант» повышает грамотность: сейчас, например, 3–7% отличников — это норма, а когда мы начинали проект, был 1%.

Это во-первых. Во-вторых — акция у нас добровольная, и состав участников тоже каждый раз разный. Причем это зависит еще и от организаторов. По этому поводу я всегда привожу пример. Представьте, что в Иркутске попросилась писать диктант бригада из 20 электриков, а в Новосибирском госуниверситете пришла группа из 20 филологов. И как тогда понять по результатам, какой город грамотнее? Понятно, что никак.

 
В тексте Водолазкина в 2015 году было 56 вариантов правильной расстановки знаков препинания в одном предложении

Скорее, можно говорить о том, что диктант показывает, что язык меняется, и некоторые актуальные явления еще не отражены в учебниках и словарях. Правила русского языка, по которым мы сейчас живем, были утверждены в 1956 году. Понятно, что с тех пор появились и новые слова, и новые синтаксические конструкции. Со словами проще — они фиксируются словарями и справочниками, пусть даже с некоторым опозданием. Но с пунктуацией сложнее. Там, где еще 20 лет назад ставили двоеточие, сегодня многие ставят тире. И это уже не просто массовая ошибка, а тенденция к изменению логики, которая лежит в основе правописания. А значит, и повод дополнить или скорректировать то, что написано в справочниках, словарях и учебниках.

Тексты «Тотального диктанта» дают для этого обширный материал. Например, в тексте Водолазкина в 2015 году было 56 вариантов правильной расстановки знаков препинания в одном предложении. Пока что это рекорд «Тотального диктанта».

— Могут ли ваши наблюдения действительно привести к тому, что официальные правила скорректируют?

— Думаю, что мы точно можем внести свой вклад, хотя когда это произойдет, не знает никто. Мы выпускаем на эту тему собственный сборник научных трудов. На конференции «Тотального диктанта», которая ранее ежегодно проводилась в Новосибирске, затем в Москве и Рязани, дважды собиралась орфографическая комиссия РАН. Если сначала многие филологи смотрели на диктант со скепсисом, говоря, что мы занимаемся популизмом, то теперь мы уже доказали, что за обложкой веселого мероприятия, всего этого хайпа, скрывается достаточно серьезная экспертная составляющая.

 

— Какие у вас самые интересные планы на будущее?

— Наша глобальная задача — построить систему, которая помогала бы людям становиться грамотными не только в традиционном понимании этого слова, но и в других аспектах общения на русском языке — например, в цифровом этикете. И мы уже немало для этого сделали: например, среди наших онлайн-курсов есть созданный вместе с HR-специалистами «Резюме на пять». Он оказался очень востребованным, мы получили большой положительный фидбэк и собираемся делать новые такие «нетрадиционные» курсы по русскому языку.

Продолжая корпоративную тему, скажу, что уже немало компаний обращаются, чтобы мы помогли повысить грамотность их сотрудников: провели диктант в формате интеллектуального корпоратива или составили программу онлайн-курсов. Это тоже перспективное направление, которое, к тому же, может стать источником альтернативного финансирования «Тотального диктанта». И мне бы очень хотелось, чтобы мы поставили его на стабильные рельсы.

Планы ограничены только фантазией, а она у нас безгранична

Также мы очень хотим помогать, используя свои ресурсы, в продвижении молодых авторов, небольших издательств, региональных проектов. Сейчас мы стали генеральным партнером нижегородской литературной премии «Болдинская осень». Она раньше была небольшой и локальной, а сейчас региональные власти выделили более солидный бюджет на призовой фонд, а мы собрали новое жюри и переработали концепцию, помогли распространить информацию о премии по стране. Эта премия поддерживает молодых писателей с региональной тематикой в произведениях. Заявки прислали много талантливых авторов; и в прозе, и в поэзии, и в критике представлены очень достойные работы. Может быть, кто-то из них в будущем станет автором «Тотального диктанта».

 

Еще у меня есть смелая идея построить «Тотальный дом», в котором могли бы собираться люди из нашего сообщества: сотрудники, волонтеры, партнеры, спонсоры из разных городов и стран. До пандемии мы все встречались два раза в год: на летней стратегической сессии и на зимней конференции. Но пандемия внесла свои коррективы. Пока не знаю, что из этого получится, но здесь тоже есть большое пространство для роста. В том числе, в нем можно было бы устраивать писательские резиденции, с которыми в России пока не так хорошо.

Планы ограничены только фантазией, а она у нас безгранична. Можно, например, делать за рубежом языковые лагеря — и для молодежи, которая хочет изучать русский язык, и для преподавателей, которым тоже нужно не только повышение языкового уровня, но и живое общение. Я знаю, что запрос на это есть, и будет здорово удовлетворить его не только с помощью официальных мероприятий, в стенах российских официальных учреждений, но и в таком интересном и неформальном виде.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+