Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на автомобильную кругосветку в компании собаки. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина оказалась в горной деревне, которой нет ни на одной карте, и посетила клинику для гватемальцев из удаленных селений, построенную девушками из России.
Слух о клинике Health&Help в Гватемале разносится по всей стране. В деревню Чуинахтахуюб приезжают отовсюду, к «русо доктор» приходят с жалобами по любому поводу. Одних беспокоят боли в мышцах — сельчане выполняют физическую работу в полях, переносят на себе тяжести. У других давление подскочило, третьи поранились. Простуда, диарея, инфекции, укусы собак или насекомых, ожоги — всех излечит, исцелит добрый доктор из Health&Help. «Только бы вовремя обращались, иногда тянут до последнего», — сетует доктор Аня.
Официальные часы приема с восьми утра до четырех вечера, но для экстренных случаев клиника открыта круглосуточно. Аня рассказывает, что не так давно буквально спасли жизнь беременной женщине. Она пришла кое-как под утро, робко позвонила в дверь и упала без сил на руки волонтеров. Всей командой стабилизировали ее состояние, успели вовремя.
Врач в деревенской больнице — и лекарь, и скорая помощь, и психолог. Родственники одного старика убедительно просили об эвтаназии, утверждая, что это его желание. Старик действительно находился в глубокой депрессии, причиной которой была невыносимая физическая боль, вызванная запущенными воспалительными процессами. Купировали причину боли, а до этого — долго разговаривали и убеждали, что лечение поможет. К старику вернулась дееспособность и радость жизни.
Конечно, жизнь волонтеров в клинике — это не только борьба с болезнями. Поездка на рынок — отдельное приключение, участником которого я стала. Маша — главная по хозяйству в клинике. Порядок в помещениях и на территории, дежурство по кухне, быт и отдых волонтеров — ее зона ответственности. Сюда входит и закупка продуктов. Сначала мы отправляемся в банк — оплатить электричество, потом неспешно по торговым рядам. В мастерстве торговаться Маше нет равных. На испанском, конечно, — новый для себя язык она освоила мастерски. И вот большой чемодан, предназначенный специально для этих целей, заполняется овощами, фруктами, крупами, специями.
До центра Момостенанго, где находится рынок, нас подвез один из пациентов, который возвращался домой после осмотра в клинике. Обратно мы ехали уже в кузове местного «такси», старенького пикапа. Стоя, потому что на такой дороге отобьешь все мягкие места, да и держаться за поручни сподручнее, упираясь ногами для равновесия. А виды, открывающиеся вокруг, — потрясающие. Это один из бонусов, которые получают волонтеры, работая в горном районе Гватемалы.
Только часы показали 16:00 (это время официального окончания приема больных), раздался звонок в дверь. Пришел муж пациентки, которую ждали сегодня на плановую перевязку. «Не может сама прийти, плохо ей», — робко объясняет он причину неявки. Рафаэль и Ханна собирают медицинскую сумку, чтобы сделать перевязку на дому. Идти не близко, по горным тропинкам, пробираясь через камни и кустарники. Их здесь с радостью встречают. Вся семья терпеливо ждет за дверью, пока волонтеры облачатся в защитные костюмы, промоют и обработают рану.
В Гватемале нет государственной системы медстрахования. Многим элементарное лечение или не по карману, или недоступно в силу расстояния до ближайшего медпункта. Для многих деревенских жителей Health & Help — единственная клиника, где они могут получить жизненно необходимые лекарства и базовую медицинскую помощь. Сюда может обратиться любой, даже если не может заплатить за лечение. Пациенты по своей инициативе благодарят как могут: фрукты, овощи, небольшие денежные пожертвования. Или просто «мальтиош», что на древнем языке киче значит «спасибо».
К слову, медикаменты и расходные материалы волонтеры привозят в клинику сами, а организаторы помогают собрать или выдают уже готовый чемодан, набитый гуманитарной помощью, — это одно из условий контракта. Все, чего не хватает, докупают в аптеках Кетцальтенанго (это ближайший большой город в двух часах езды от клиники) или доставляют из Гондураса. Там находится дружественная благотворительная клиника «Эсперанса», которая делится запасами лекарств и расходных материалов.
Волонтеры из клиники устроили мне прогулку в окрестностях Чуинахтахуюба. Мимо церкви и частных владений забираемся на смотровую площадку с видом на долину и горы-трехтысячники Серро Тена. А потом — вниз, к горной реке. Огромный валун покрыт копотью со специфическим запахом. Здесь местные шаманы проводят свои церемонии и ритуалы.
Вечером мы пьем чай в уютной столовой, по кругу идет гитара, звучат песни — на русском, испанском, английском языках. Подпевают все, даже если слова незнакомы. Всего один день я провела в гватемальской клинике в компании этих молодых и таких уверенных в себе ребят.
На вопрос «кроме строчки в резюме — зачем вы здесь?», — каждый из волонтеров задумался. У каждого своя мотивация и цели. Для Рафаэля это хорошая медицинская практика. Ханна хочет выучить испанский язык, потому что в американской клинике, где она работает, много испаноговорящих больных. «Можно пользоваться услугами переводчика, но я сама хочу понимать пациентов», — объясняет она. Маша мечтает работать в крупной международной некоммерческой организации и совершенствовать свои навыки вести переговоры любой сложности. Аня уверена, что именно в гватемальской клинике она поняла, что способна принимать нестандартные решения, почувствовала, что такое настоящая ответственность и узнала, какой подход к лечению применяют ее коллеги из других стран. Но в целом сошлись на общем: работа в интернациональной команде в другой стране — это бесценный опыт. Жить в коллективе, где соединились разные культурные ценности, взгляды на жизнь, языки и привычки, непросто. Вот такая команда Health&Help в Гватемале. Четыре волонтера и целая жизнь, где каждый человек имеет право быть здоровым.