К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Объект насмешек: как Мари де Гурне боролась за равные с мужчинами права и оказалась забыта

Мари де Гурне
Мари де Гурне
Мари де Гурне самостоятельно выучила латынь, занималась самообразованием и стала ученицей и редактором легендарного философа Мишеля де Монтеня. Всю жизнь она была вынуждена терпеть настоящую травлю со стороны современников за то, что отстаивала право женщин на образование и самореализацию, и в итоге стала одной из первых в европейской истории защитницей равенства полов

«Пол, для которого запрещено все хорошее»

Мари родилась 6 октября 1565 года в Париже в семье Гийома Ле Жарса, дворянина и казначея короля Генриха III. Судя по всему, семья жила в достатке, поскольку Гийом смог купить замок Гурне-Сюр-Аронд в Пикардии. Именно по названию замка Мари вошла в историю как Мари де Гурне. Правда, переехала она туда в связи с печальными событиями: когда в 1577 году Гийом умер, его семья оказалась в непростом финансовом положении. Помимо Мари, у ее матери Жанетты было еще пятеро детей, и прокормить всех было непросто — денег на жизнь в столице не хватало.

Мать хотела дать Мари традиционное для женщин того времени образование. Ее с детства готовили к роли жены, учили прясть и шить, однако в 11 лет Мари решила, что все это не для нее. Больше шитья ей нравилась наука, хотя в то время считалось, что научные изыскания «не для девочек». Она решила заняться самообразованием, и, несмотря на возражения матери, сама выучила латынь. Учебников у Мари не было, поэтому она часами сравнивала тексты на латинском и их перевод на французский, пытаясь понять значения слов и принципы построения предложений. Кроме латыни, она изучала философию и литературу, а также интересовалась алхимией с целью лучше понимать, как устроен мир вокруг.

Глубже погружаясь в учебу, Мари все больше убеждалась, что ей будет тесно в роли жены и матери. Ей казалось несправедливым, что мужчины имели куда больше возможностей для самореализации, ведь всем людям на Земле вне зависимости от пола «бог дал один и тот же мир и одну и ту же честь». Позже она написала в одной из своих книг, что счастлив тот из ее читателей, кто не относится «к полу, для которого запрещено все хорошее», то есть не является женщиной.

 
Презрение к работе женщин высказывали те, кто не давал себе труда хотя бы прочитать их, не зная, о чем они пишут, какие мнения высказывают!

Твердо решив отказаться от брака, Мари поставила себе цель: научиться зарабатывать на жизнь самостоятельно. Ее мечтой стало избежать «катастрофы зависимости от других», в том числе финансовой.

Приемная дочь философа

В 18 лет Мари прочитала «Опыты» Мишеля де Монтеня. Книга произвела на нее сильное впечатление. Монтень казался девушке смелым, не таким, как остальные философы. «Труды Монтеня открыли мне саму себя», — писала позже Мари. У нее появилась новая мечта: лично встретиться со своим кумиром.

 

Мишель де Монтень действительно не был похож на современников. Он призывал воспитывать в себе привычку мыслить самостоятельно, а главным объектом «Опытов» сделал самого себя, свою личность, размышления и поступки, что было революционным для XVI века, когда фигура автора казалась вторичной. Неудивительно, что для Мари «Опыты» Монтеня стали настоящим откровением.

В 1588 году, будучи в Париже, она послала философу записку с предложением встретиться, и тот согласился. Монтеню к тому моменту уже было 55 лет, казалось, что между ним и Мари — пропасть. Однако они нашли общий язык. Монтень был поражен тем, как его новая знакомая «одинока» и не похожа на других женщин своего времени. Философ предположил, что «эта душа когда-нибудь будет способна на самые прекрасные вещи». Так начались их дружба и сотрудничество.

Вскоре Монтень приехал в замок Гурне и провел несколько месяцев в гостях у Мари. Вместе они работали над второй редакцией «Опытов». Мари играла роль секретаря и одновременно редактора, она записывала за Монтенем его мысли и вносила правки в уже написанный текст. В свободное от работы время они гуляли и обсуждали восточных философов, обменивались наблюдениями.

 

Монтень стал для Мари не только наставником, о котором она всегда мечтала, но и вторым отцом. Пожилой философ тоже испытывал к девушке отцовские чувства и называл ее «приемной дочерью». «Это не ошибка, что я хочу называть [Монтеня] только отцом, тем, от которого зародилось все хорошее в моей душе», — говорила Мари. Она прибавляла, что ее настоящий отец, «хороший и наделенный добродетелями» человек, не ревновал бы, если бы сам мог познакомиться с Монтенем.

В 1592 году Монтень умер. Это стало ударом для Мари. Она написала своему другу: «Насколько несчастье, связанное с потерей моего отца, изменило меня! Он потерян, ничего не осталось ни от меня, ни от моей жизни». После смерти Монтеня вдова философа отправила Мари новую версию «Опытов». Та внесла в текст исправления и опубликовала труд Монтеня в 1595 году.

Синий чулок, ведьма и старая дева

Еще за год до смерти Монтеня де Гурне потеряла мать. После ее смерти Мари переехала в Париж, где стала общаться с писателями и интеллектуалами, посещала модные литературные салоны. Покровительницей Мари стала Маргарита де Валуа. В 1594 году состоялся литературный дебют Мари де Гурне: она выпустила книгу под названием «Прогулка месье де Монтеня».

Нельзя отказывать женщине в правоте суждения только на том основании, что у тебя есть борода

Несмотря на это, она так и не стала своей в светских парижских кругах. Один из друзей Мари отмечал: «У этой хорошей девушки, которую я всегда очень ценил, была искренняя и щедрая душа. В ее красоте больше говорилось о разуме, чем о теле, и она знала много вещей, необычных для людей ее пола».

Мари действительно сильно выделялась на фоне других женщин. Ее желание заниматься литературой вызывало непонимание, презрение и злость — считалось, что это традиционно мужская область и женщине здесь делать нечего. С этой точкой зрения де Гурне не могла согласиться. Она писала: «Презрение к работе женщин высказывали те, кто не давал себе труда хотя бы прочитать их, не зная, о чем они пишут, какие мнения высказывают». По мнению Мари, мужчинам нельзя отказывать женщине «в правоте суждения только на том основании, что у тебя есть борода».

 

Мари была резка и остра на язык, она не пыталась казаться мягкой и не любила уступать в спорах. В итоге де Гурне стала подвергаться жестоким насмешкам и травле. За Мари закрепился целый ряд обидных прозвищ: ее называли «старой девой», «ведьмой», «сумасшедшей» и «синим чулком». Однажды де Гурне разыграли, заставив поверить, что сам король Англии заинтересовался историей ее жизни. Мари потратила больше месяца на автобиографию и даже послала ее в Англию, прежде чем узнала, что это был всего лишь розыгрыш, а английский король вряд ли вообще знает о ее существовании.

В другой раз, когда Мари ждала визита поэта по фамилии Ракан, несколько шутников один за другим наведывались к ней, выдавая себя за Ракана. Когда поэт наконец пришел к ней сам, Гурне не поверила, что это он, и в гневе выгнала его, вооружившись тапком.

В итоге Мари де Гурне стала одним из самых популярных персонажей анекдотов, которые рассказывали друг другу завсегдатаи светских салонов в Париже. «Старуха из Пикардии» (еще одно прозвище де Гурне) старалась относиться к постоянным насмешкам и издевкам спокойно. «Я нетерпелива и субъективна в гневе, — писала Мари, — отчего часто получаю удары».

«Фрикасе из экстравагантности и химер»

Мари приходилось разбираться и с другими проблемами. Она писала тексты, публиковалась, переводила с латыни и зарабатывала на жизнь своим трудом, но ее финансовое положение оставалось тяжелым. Де Гурне была вынуждена обратиться за финансовой поддержкой к кардиналу Ришелье, и тот назначил ей небольшую пенсию. Этого хватало де Гурне на скромную жизнь.

 

В 1622 году Мари написала и издала за своей счет «Равенство мужчин и женщин», а четыре года спустя опубликовала еще одно эссе на ту же тему, «Женское горе», в котором исследовала формы дискриминации женщин своей эпохи. Де Гурне писала, что единственное различие между полами — физиологические особенности. Но разная физиология не означает, что мужчина и женщина абсолютно «разные виды». «Человеческое животное не является ни мужчиной, ни женщиной», — считала она.

Де Гурне также писала, что женщины достойны получать образование наравне с мужчинами. Этот вопрос волновал Мари особенно сильно. Ее подруга нидерландка Анна Мария ван Шурман стала первой женщиной, которой удалось поступить в Утрехтский университет. Однако заниматься вместе с другими студентами Анне было запрещено. На лекциях она сидела за специальной занавеской, чтобы ее не видели юноши. 

Такое положение дел злило Мари. Она писала, что в глазах общества образ грамотной и образованной женщины — это «фрикасе из экстравагантности и химер», не имеющее ничего общего с действительностью, а в «Женском горе» с горечью отмечала снисходительное отношение мужчин к «женщине, которая говорит».

Де Гурне интересовал не только вопрос равенства между полами, в своих текстах она касалась самых разных тем — например, рассуждала об убийстве Генриха IV, эволюции литературы, поэзии, воспитании принцев и дворянских привилегиях. В своих эссе она пыталась убедить дворянство, что обладания титулом недостаточно, чтобы чувствовать себя исключительными, а будущему королю Людовику XIII советовала помнить, что его миссия — служить своему народу. Кроме того, Мари поддержала своего покровителя кардинала Ришелье в стремлении запретить дуэли, ставшие частью повседневной французской жизни той эпохи.

 

Мари де Гурне умерла в Париже 13 июля 1645 года в возрасте 79 лет. Единственным наследством, которое она оставила друзьям, оказалась ее богатая библиотека: больше ничего ценного в доме писательницы не было. До конца жизни и после смерти Мари оставалась для современников странной чудачкой, и многие годы о ней помнили только как о восторженной поклоннице Монтеня, издавшей его «Опыты». Писательницу фактически обрекли на забвение.

На самом же деле Мари де Гурне была одной из самых самобытных писательниц и философов XVII века, оказавших влияние на французскую литературу, а ее идеи о равенстве между полами и важной роли образования для женщин нашли позднее отклик у феминисток.

Вдова с пушечными ядрами: пять женщин, которые с успехом управляли бизнесом после смерти супруга

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+