Жизнь в Муми-доле: как Туве Янссон придумала свой мир, чтобы сбежать от войны
27 мая в прокат вышел фильм «Туве» — биографическая драма о финской писательнице Туве Янссон, создательнице вселенной муми-троллей. Режиссером картины выступила финка Зайда Бергрот, а роль писательницы исполнила актриса Альма Певсти.
Туве Янссон известна благодаря своим книгам, которые оказались близки и детям, и взрослым. Но за многочисленными произведениями писательницы о мире вымышленных существ стоит необычная история ее собственной жизни.
«Без сомнения, одна из лучших художников Финляндии всех времен и самый читаемый за рубежом финский автор» — так описывает Туве Янссон финский муми-сайт, посвященный творчеству писательницы. Путь к такому статусу для Янссон можно назвать предначертанным: родившись в семье иллюстратора и скульптора, принадлежавших к финскому истеблишменту начала XX века, она имела все возможности для получения хорошего образования, развития творческих навыков и налаживания нужных связей в выбранной профессии. Но все же профессиональный путь Янссон не всегда был простым и гладким.
Война и страх
Интерес к рисованию у Янссон проявился еще в детстве, и именно оно стало отдушиной для маленькой девочки, родившейся в год начала Первой мировой войны. Янссон росла в семье шведскоговорящих финнов, которые составляли меньшинство среди населения Финляндии рубежа 1910–1920-х годов. События сначала мировой, а затем уже и гражданской войны в будущем нашли отражение в литературном творчестве Янссон — многое из того, что станет частью ее книг, она пережила еще ребенком.
Учеба давалась Туве легко: в 15 лет будущая писательница получила диплом факультета изящных искусств одного из шведских колледжей. После выпуска она проходила стажировки в художественных школах Европы и постепенно начала собственную карьеру как иллюстратор. Достаточно быстро к Янссон приходит и слава — во многом благодаря ее сотрудничеству со шведскоязычными газетами, особенно с сатирическим изданием «Гарм», где она публиковала язвительные карикатуры на набиравшего в те годы политическую популярность Адольфа Гитлера. Работы Янссон сделали ее заметной фигурой в художественном сообществе, и первая выставка ее рисунков прошла, когда Туве было всего 18 лет.
Одним из сложнейших периодов для Туве стали 1930–1940-е годы. Художница остро ощущала тот мрак, в который стремительно погружалась Европа накануне Второй мировой войны. Военные действия, затронувшие и ее семью — брат Янссон участвовал в столкновениях с фашистской армией, — произвели на нее неизгладимое впечатление. Чувствуя не только страх, но и отчаяние, Янссон решила отойти от изобразительного искусства и попробовать выразить свои чувства в литературном формате. Так родились муми-тролли — забавные существа, напоминавшие бегемотов, которые отважно преодолевали разного рода трудности и настоящие катастрофы. Они стали своеобразным бегством Туве Янссон от реальности, погруженной во Вторую мировую войну. «Словно весь мир превратился в сгусток страданий», — писала Янссон в своих дневниках в 1941 году.
Похожих на муми-троллей персонажей еще в середине 1930-х можно было встретить в некоторых рисунках иллюстратора. Их внешний облик был придуман еще до начала войны, в разгар спора с одним из братьев Янссон о философе Иммануиле Канте. Туве не разделяла его ценностей и, чтобы насолить оппоненту, нарисовала на стене туалета «самую уродливую тварь, которую только можно представить». Пухлое существо впоследствии не только получило более дружелюбный и миловидный облик, но и обрело настоящую семью из себе подобных. Спустя несколько десятилетий приключения сказочного семейства, придуманного финкой, станут национальным достоянием Финляндии и подарят Янссон мировую известность.
Бегство в Муми-дол
Первая книга Янссон о муми-троллях вышла в 1945 году. История, получившая название «Муми-тролли и большое наводнение», стала первой из восьми повестей о жизни вымышленных существ. Помимо повестей, более чем за двадцать лет Янссон написала несколько рассказов про муми-троллей, а также создала большое количество отдельных иллюстраций про своих героев. Иллюстрации выходили сборниками и пользовались большим спросом.
Туве Янссон удавалось быть актуальной и для детской, и для взрослой аудитории: если дети были в восторге от Муми-дола, его сказочных жителей и их приключений, то взрослые, в свою очередь, видели в этих книгах темы, близкие им самим. Каждый из них находил что-то свое в описанных персонажах, будь то постоянно пропадающий муми-папа (как будто списанный с родного отца Туве, который в ее раннем детстве участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах), добродушная муми-мама, опекающая как своих, так и чужих детей (как мать Туве, воспитавшая ее саму и ее многочисленных братьев), или вся семья сразу — счастливая, дружная и всегда оптимистичная (даже в моменты, когда мир вокруг вот-вот накроет страшное наводнение — как некогда фашизм едва не уничтожил привычный европейский мир). Иногда «взрослой» была и тематика книг — как, например, в повести «В конце ноября», где Туве метафорой опустевшего дома и символическим одиночеством героя будто бы описывает смерть любимых и боль от утраты близкого человека.
«Когда я чувствовала себя подавленно, была напугана бомбардировками и мечтала сбежать от мрачных мыслей в какое-то место, я погружалась в невероятный мир, где все было естественно, благостно и возможно», — признавалась Туве в одном из своих писем друзьям. Этим миром и стала вселенная муми-троллей — и с годами почитателей у этой вселенной становилось все больше.
В 1954 году, спустя девять лет после выхода первой книги, Янссон получила предложение от Associated Press: представителям информационного агентства так понравились иллюстрации Туве, что они предложили ей создать комикс с ее рисунками. Она согласилась, и коммерческий успех публикаций в лондонской газете Evening News превзошел все ожидания: муми-тролли получили славу далеко за пределами Финляндии, а книги Янссон стали настоящими хитами.
Не только муми-тролли
Комиксы, предложения о переводах старых произведений, слава и гонорары — все это не делало Янссон оторванной от обычной жизни. Хотя коммерциализация произведений несколько пугала ее, а внимание журналистов с годами все более докучало, Туве старалась оставаться доступной для своих поклонников. Многим читателям она отвечала на письма лично, от руки. На полученные от продаж деньги она приобрела собственный остров, на котором когда-то отдыхала с семьей, — а теперь скрывалась там от внимания СМИ.
Вместе с этим Туве Янссон словно стремилась не оставаться в памяти людей лишь только как создательница муми-троллей. Она продолжала рисовать, поскольку всегда чувствовала себя больше художницей, чем писательницей. Импрессионистские работы Янссон сегодня можно встретить в финских музеях и галереях, а некоторые — особенно ранние — в качестве фресок в общественных пространствах, например финском ресторане Kaupunginkellari. Часть картин Янссон в качестве репродукций печатаются на этикетках для винных бутылок — часть доходов с их продаж идет на благотворительность, в частности на поддержку молодых финских художников.
Если в книгах о муми-троллях Туве Янссон удавалось балансировать между статусом «детской» и «взрослой» писательницы, то в других произведениях она ориентировалась на старшую аудиторию. Ее любимым жанром была повесть — как в случае с «Летней книгой», рассказывающей о потере близкого человека глазами ребенка. Значительным получился и единственный роман Янссон «Город солнца», не только явивший яркое описание скандинавского образа жизни, но и затронувший такую тяжелую тему, как старость и одиночество.
В какой-то степени творчество Янссон было и побегом от себя: отношения и принятие собственной сексуальности не давались ей легко. Еще до войны Янссон едва не вышла замуж за финского журналиста и политика Астора Виртанена, но помолвка с богатым и перспективным молодым человеком была расторгнута по желанию самого жениха. Этот брак, впрочем, все равно мог оказаться несчастливым: когда Янссон исполнилось 35 лет, она осознала себя как лесбиянка. В конце сороковых финская богема нейтрально относилось к однополым отношениям, но своих избранниц Туве все равно приходилось скрывать, поскольку в широких массах такие союзы все же осуждались.
Несколько лет она была в отношениях с театральным режиссером Вивикой Бандлер, а в 1956 году начала встречаться с художницей Тууликки Пиетилей. Их роман длился почти полвека, но лишь в начале 1990-х, когда отношение финнов к ЛГБТ-персонам стало более терпимым, Янссон открыто рассказала о своих чувствах к Тууликки. И Пиетиля, и Бандлер тоже появятся в фильме «Туве»: их роли сыграют финки Йоанна Хаартти и Криста Косонен. Обе девушки, как и бывший жених Туве Астор Виртанен, стали прототипами и некоторых персонажей вселенной муми-троллей.
К 1993 году, когда Туве впервые открыто расскажет о своих отношениях, о муми-троллях будет знать почти весь мир: произведения писательницы переведут более чем на 40 языков, а тысячи людей будут ежегодно посещать тематический парк «Страна муми-троллей», расположенный в финском городе Наантали. Сами же персонажи, созданные Туве, станут семейным бизнесом Янссонов: рисовать героев писательнице будет помогать ее брат Ларс, а после смерти Туве в 2001 году управление Moomin — глобальным брендом, олицетворяющим вселенную муми-троллей, — перейдет ее племяннице Софии.
После смерти Туве Янссон созданная ею компания Moomin вышла на новый уровень — во многом благодаря популярности муми-троллей на зарубежном, особенно азиатском рынке. Специалисты оценивают стоимость Moomin в €600 млн, а годовой доход компании в 2019 году составил $20,2 млн.
Муми-тролли более чем за 70 лет своей жизни успели стать героями книг и комиксов, мультсериалов и анимационных фильмов. Их создательница же все это время будто оставалась в тени: не считая нескольких документальных фильмов, полноценной художественной картины, как было, к примеру, с Сильвией Платт или Астрид Линдгрен, ей так и не посвятили. Фильм Зайда Бергрот — первая история жизни Туве Янссон в таком формате.