«Вернемся к нашим баранам»: стоит ли смотреть сериал про агента ФБР из истории о Ганнибале Лектере
Совсем недавно франшиза о докторе Лектере отметила сразу два значимых юбилея: 20 и 30 лет исполнилось «Ганнибалу» и «Молчанию ягнят» соответственно. Типаж Клариссы Старлинг, которую блистательно воплотила на экране Джоди Фостер (и позже чуть менее успешно — Джулианна Мур), — сильной духом и умом женщины, работающей в сложном мужском коллективе, — с тех пор был множество раз воспроизведен в кино и сериалах. Часто в образах офицеров полиции или агентов особого назначения, как Сага Норен в сериале «Мост» и Кэрри Мэтисон в «Родине». Так что едва ли публику сегодня можно удивить полицейским детективом о ловле серийного убийцы, главный протогонист которого — женщина. Но, пожалуй, основная претензия к «Клариссе» как раз в том, что авторы сериала будто и не пытаются никого удивить.
После поимки Буффало Билла главная героиня пытается восстановиться психологически: ее мучают жуткие флешбэки с мотыльками, криками животных и образами маньяка, разделывающего человеческие тела. Кларисса ходит к психиатру, но для него она, очевидно, запущенный случай — особенно после встречи с Ганнибалом Лектером, которого в мире «Клариссы» почти не упоминают и не называют по имени из-за сложной ситуации с авторскими правами. Агент ФБР чувствует, что еще не готова возвращаться к расследованиям, но высшее руководство настаивает, и ей в составе спецподразделения по ловле маньяков приходится браться за на новое дело. За городом нашли три изуродованных трупа со следами зубов, что очень напоминает почерк Лектера. Кларисса предполагает, что преступник пытается таким образом запутать расследование, но начальство уверено, что это дело рук сумасшедшего убийцы. Разбираться в деле Клариссе придется, лавируя между установками, навязанными сверху.
«Кларисса» — не остросюжетный сериал про охоту за преступниками, это скорее классический медлительный полицейский процедурал с изучением улик, слежкой, поиском подозреваемых и прочей «офисной возней». Параллельно зрителю в довольно вольном ключе пересказывают подробности прошлого главной героини — и пока кажется, что это наиболее интересная часть сериала, которая и удерживает внимание аудитории. Флешбэки сняты мастерски, со стилизацией под предыдущие ленты — увлекательно наблюдать за тем, как главная героиня справляется с ПТСР, параллельно работая на очень токсичных мужчин. Давление со стороны коллег, которые в воспоминаниях Клариссы постоянно подшучивают над новой сотрудницей, выражено даже физически: почти все они внешне значительно крупнее ее. Кларисса на их фоне кажется девочкой, хотя мы понимаем, что на самом деле она на голову выше и проницательнее этих бюрократов, готовых уцепиться за первую возможную версию.
По уже показанным прессе сериям кажется, что сериал Алекса Куртцмана и Дженни Люмет (сценаристы «Звездного пути») должен держаться на повышенном интересе к личности Клариссы Старлинг, но эта соломинка, того и гляди, надломится. В «Молчании ягнят» была фигура Ганнибала Лектера, крайне неоднозначного, а потому чрезвычайно интересного персонажа, который оттенял Клариссу, создавая контраст «сильного зла» и «хрупкого добра», делал ее интересным соперником и двигал сюжет вперед. В «Ганнибале» место Клариссы занял пришедший из «Красного дракона» (приквел «Молчания ягнят» 2002 года) интроверт-следователь Уилл Грэм, который восхищал своей проницательностью. Его с Лектером взаимоотношения, основанные на соперничестве и восхищении интеллектом друг друга, были главным поводом смотреть сериал. Играющая в «Клариссе» Ребекка Бридс («Милые обманщицы») подошла к образу неустойчивого интроверта с аналитическим складом ума ближе, чем Джулианна Мур (Кларисса в «Ганнибале»), но и она не Джоди Фостер и скорее вызывает сочувствие как жертва, а не восхищение как личность, за которой интересно наблюдать.
Что же касается самих расследований, которые, казалось бы, и должны быть основой сюжета полицейского сериала, то и тут «Клариссе» похвастаться нечем. «Ганнибал» от NBC поражал изощренностью преступлений, вызвавших одновременно ужас и удивление. В новом же сериале зритель получает самый обыкновенный и уже много раз всеми виденный детектив, в котором есть имитаторы, секты, влиятельные лица в высших кругах и коллектив крайне неприятных мужчин. Здесь они выступают в роли либо злодеев, либо любителей вставлять палки в колеса, либо аутсайдеров, симпатизирующих Клариссе из-за ее виктимного статуса.
Для сравнения можно вспомнить один из самых значимых остросюжетных фем-сериалов последних лет — «Убивая Еву», где мужчины, окружающие женщину-агента, были не просто злодеями или мешающими работать коллегами, а достойными соперниками. И сюжет развивался непредсказуемо.
Кларисса же каждый раз неизменно остается в выигрыше. Будьте уверены, если проницательный взгляд агента зацепится за какую-то деталь, то она совершенно точно окажется тем самым недостающим фрагментом в расследовании. Никаких сомнений, моральных дилемм и ошибок — ценой презрительных усмешек со стороны коллег героиня обходит их по всем фронтам просто потому, что она внимательнее, умнее и попросту лучше их. Но неожиданности и интриги в этом, к сожалению, не остается.