«Мы делаем покупки в магазинах и интернете. То же самое будет с кино и сериалами»: главный редактор «КиноРепортера» — о главных итогах года
Киноакадемик, член ФИПРЕССИ и Экспертного совета Министерства культуры Российской Федерации Мария Лемешева — главный редактор журнала «КиноРепортер», преемника бренда The Hollywood Reporter. Russian Edition, под которым он выходил с 2012 по 2018 год. Помимо открытия новых имен и рассказа о грядущих российских премьерах, издание традиционно вручает две премии ежегодно — «Аванс» (самым ярким молодым кинематографистам) и «Событие года».
На ваш взгляд, почему из всех запланированных блокбастеров в прокат вышел только фильм «Довод»? Почему продюсеры «Довода» не побоялись выпустить фильм, а релизы остальных высокобюджетных голливудских картин перенесли на более поздний срок?
Чтобы хотя бы выйти в ноль, «Довод» должен был собрать не менее $400 млн в мировом прокате. Фильм заработал только $347 млн, хотя ему предрекали более серьезные потери. Режиссер Кристофер Нолан остался доволен таким результатом, но другие студии сделали вывод, что зритель не готов массово вернуться в кинозалы. Сборы «Довода» заставили прокатчиков перенести релизы многих блокбастеров на следующий год. «Довод» стал своего рода лакмусовой бумажкой мирового кино. За умение идти на риск перед ним можно снять шляпу.
Самым кассовым фильмом 2020 года стала китайская историческая драма «Восемь сотен» с кассовым сбором свыше $460 млн внутри страны. За пределами Китая фильм шел в ограниченном прокате и собрал около $700 000. Значит ли это, что лидером постпандемийного кинорынка станет Китай? Что предпримут другие кинодержавы для того, чтобы вернуть прежние доходы?
Китай был и остается важнейшим рынком сбыта, в том числе и для российских фильмов. Наш спортивный блокбастер «Движение вверх» и мультфильм «Снежная королева 3» собрали в этой стране внушительную кассу. Китай, безусловно, стал кинодержавой, но это достижение не повлияет на киноиндустрии других государств. Год выдался беспрецедентным и иррациональным, поэтому в мировом прокате такой необычный лидер. По прогнозу PricewaterhouseCoopers, доход мирового кинорынка по итогам 2020 года упадет до $15,5 млрд. Для сравнения: по итогам 2019 года мировая киноиндустрия заработала $45,1 млрд.
Российский семейный блокбастер «Вратарь Галактики» провалился в прокате. Кассовые сборы других фильмов в жанре «семейного кино» тоже не радуют. Вам не кажется это парадоксальным? Почему такой потенциально доходный жанр в России не пользуется успехом?
Здесь сошлось несколько факторов: проблемы в маркетинговом продвижении, слабая поддержка производства фильмов этого жанра и, конечно же, коронавирус — куда же без него? Многие родители просто не рисковали брать детей в кино, даже несмотря на то, что названный вами «Вратарь Галактики» шел в сентябре в период спада пандемии. Семьи оставались дома, предпочитая походу в кино другие развлечения. Но жанр «семейного кино» остается недооцененным и требует государственной поддержки. Надеюсь, после пандемии такая кинопродукция получит должную помощь.
В этом году в число самых кассовых российских фильмов вошли комедии «Холоп» и «Отель «Белград«», которые по праву могут претендовать на премию «Событие года». Однако очень часто наши продюсеры выпускали неудачные фильмы этого жанра. В чем рецепт успешной комедии, на которую пойдет российский зритель?
Сейчас юмор в кино должен быть умным. Шутки ниже пояса аудитории уже не интересны. Комедия должна не только смешить и развлекать, но и развивать. В случае с «Холопом» и «Отелем «Белград» это оправдалось на сто процентов. Кроме того, в комедии всегда важна качественная разработка сценария. Я еще лет десять назад обратила внимание, что в титрах голливудских комедий под надписью «screenplay» обычно не менее трех фамилий. Искрометные шутки и увлекательное комедийное действие во многом зависят от коллективного творчества. Ведь когда вы проводите время в компании, то однозначно — чем больше в ней весельчаков, тем лучше. Продюсеры российских комедий взяли хороший пример с Голливуда в плане повышения качества сценариев — и теперь за многие наши комедии не стыдно.
В этом году в российский прокат вышло несколько знаковых фильмов в жанре байопика —«Стрельцов», «Калашников», «Доктор Лиза», «Один вдох». Можно ли предположить, что сценаристы станут чаще обращаться к биографиям интересных людей?
Биографические фильмы всегда были беспроигрышным вариантом для продюсеров, а сейчас это стало важным трендом. Причем это касается не только полного метра, но и сериалов. Зрителю интересны судьбы известных людей. Поскольку множество ярких биографий еще не экранизировано, байопики остаются благодатной почвой для развития кинорынка. Однако это не единственный кинотренд ближайших лет. По моему мнению, в ближайшее время сценаристы будут черпать фактуру не только из истории, но и из народных легенд, преданий и сказок. Другими словами, кино становится интереснее, насыщеннее, захватывает все больше аспектов человеческого бытия. Нас однозначно ждет много запоминающихся киноновинок.
Ключевая тенденция развития российского рынка онлайн-кинотеатров — доминирование модели получения доходов от платных подписок над доходами от рекламы. По итогам 2019 года почти 72% прибыли онлайн-кинотеатры получают от подписок. Стоит ли ожидать роста этого показателя по итогам 2020 года?
Он уже вырос. Исследование агентства TelecomDaily показало, что за первое полугодие 2020 года совокупная выручка легальных видеосервисов в России составила 18,6 млрд рублей, что на 56% превышает доходы первой половины 2019 года. Мы становимся свидетелями формирования культуры потребления лицензионного контента. Публика осознала преимущества онлайн-просмотра, качественного контента на актуальные темы, грамотной ценовой политики цифровых платформ. Пандемия лишь закрепила эту тенденцию. Аудитория онлайн-кинотеатров продолжает расширяться и вряд ли откажется от такого способа просмотра кино и сериалов.
Возможно ли, что в ближайшем будущем зритель будет отдавать деньги за подписку, а не за билет в кинозал?
Зритель уже так делает, потому что подписка стоит дешевле билета. Но это не означает, что человек больше никогда не пойдет в кинозал. Здесь проблема в другом: часть аудитории нередко обращается к пиратским интернет-ресурсам, причем даже к платным. Получается, что у классических кинотеатров и стриминговых платформ один общий враг — пираты. Индустрия теряет миллиарды рублей, пока пользователи смотрят ворованный контент. Кроме того, в России онлайн-кинотеатры пока еще убыточны, а их владельцы заявляют о том, что «выход в плюс» для них сейчас вторичен и гораздо важнее сформировать широкую аудиторию, лояльную к подобной форме потребления видеоконтента. Предположу, что в недалеком будущем зритель будет ходить в кино и в то же время иметь подписку на стриминговые сервисы. Ровно так же мы сейчас покупаем товары как в обычных, так и в интернет-магазинах.
Вы издаете журнал о кино почти десять лет. Сначала он был русской версией The Hollywood Reporter, а затем стал самостоятельным изданием под новым брендом «КиноРепортер». Основываясь на опыте, можете ли вы описать современного зрителя и что он предпочитает больше — сериалы или полнометражные фильмы?
Зритель всегда хочет знать: а что было дальше? Всем интересна судьба полюбившихся героев. Но это желание публики не превращает сериалы и полный метр в конкурентов. Противопоставлять их так же бессмысленно, как, например, романы и рассказы. Ведь у многих полных метров есть телевизионные версии, которые демонстрируются на ТВ через год после премьеры в кинотеатре. А из многих полнометражных фильмов получаются киносерии вроде «Пиратов Карибского моря» или «Звездных войн». Но большинство картин не имеет сиквелов, поскольку недосказанность — это важная часть искусства, художественный прием, который добавляет фильму ценность. Вряд ли есть смысл в продолжениях многих работ таких режиссеров, как Андрей Тарковский, Милош Форман, Квентин Тарантино, Вуди Аллен, Василий Шукшин, или сериалах на основе их картин. Вместе с тем мы видим, что поклонники Тарантино часто выпускают фанфики с продолжениями «Криминального чтива», что опять же объясняется естественными потребностями современного зрителя.
Стоит ли ожидать на рынке большого количества фильмов на основе сериалов и сериалов на основе фильмов?
Такой тренд существует очень давно, но в последние годы он приобрел более масштабный характер. Вот свежий пример: в прошлом году на Netflix вышел полнометражный фильм «Эль Камино» — сиквел культового сериала «Во все тяжкие». Еще можно вспомнить «Ангелы Чарли», «Звездный путь», «Секс в большом городе», «Глухарь в кино», «Кухня в Париже» и многое другое. Сериалов на основе фильмов гораздо больше: от «Терминатора» до «Большого куша». Это один из способов монетизации франшиз, который в последние годы стал особо актуален.
Возглавляемый вами журнал в течение почти десяти лет считается успешным игроком медиарынка. Несмотря на кризис в отрасли и закрытие многих изданий о кино, вам удалось сохранить и редакцию, и печатную версию. Можете ли вы раскрыть секрет выбранной бизнес-стратегии?
Секрет я вам не раскрою — это коммерческая тайна. А если серьезно, то мы всегда четко знали, что нужно зрителю в определенный момент времени, и отвечали этим запросам и выбором темы, и качеством материала. Мы всегда работали над контентом так, чтобы это было не только интересно, познавательно, эксклюзивно, но и вкусно написано — так, чтобы увлечь не только кинопрофессионалов, но и каждого, кто любит кино.
Наше издание достойно коллекционирования, не только по уровню полиграфии и оформления — все статьи заслуживают того, чтобы их можно было перечитать и спустя годы. А наша экспертная оценка кинособытий давно принесла изданию заслуженный авторитет в среде профессионалов. Этот кредит доверия и любви очень помог и в нынешний кризисный период, когда так важно сохранить бизнес-партнеров и свою аудиторию.
Не обошлось, конечно, без реструктуризации редакции и усиления диджитал-направления. Рост качества интернет-контента расширил наши возможности, привлек новых подписчиков и новых партнеров, что позволило сохранить печатную версию, которой мы очень дорожим. Я убеждена: не важно, через какие каналы ты контактируешь с читателем, главное — всегда делать это профессионально и качественно. И безоговорочно верить в свое дело.
Как стремительное развитие онлайн-кинотеатров и рост количества популярных онлайн-сериалов отразится на отборе номинантов и лауреатов премии «Событие года»?
Ответ на этот вопрос следует из названия нашей премии. Онлайн-сериалы, безусловно, важны, поэтому они будут в числе номинантов. Премия «Событие года» вручается не только за художественные достоинства кинопроизведения или музыкального трека. Мы всегда отмечаем тех, кто оказывает влияние на аудиторию, меняет ее вкусы и трансформирует рынок шоу-бизнеса. В этом году на сферу медиа заметно повлияли веб-сериалы и стриминговые платформы. А значит, неизбежно это будет отмечено премией «Событие года»
«КиноРепортер» проведет церемонию уже девятый раз. Состоится кинособытие 15 декабря. Учитывая нынешние правила, премия пройдет в узком профессиональном кругу, будут объявлены победители и представлен итоговый номер нашего журнала.
Одно могу сказать точно: «Событие года» уже стало зеркалом российского кинобизнеса. По нашим лауреатам можно составить картину кино- и телеиндустрии последней декады. Не сомневаюсь, что 2020-й запомнится не только своими героями и взрывным ростом популярности онлайн-кинотеатров, но и коллективной ответственностью, заботой друг о друге — безопасной рассадкой, дезинфекцией кинозалов и измерением температуры у зрителей. Все это тоже станет незабываемой приметой уходящего года.