К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Удачный кадр. Как оператор кол-центра из Екатеринбурга стала фотографом с мировым именем и попала на страницы Times


Маргарита Карева долгое время работала продавцом, маркетологом и оператором кол-центра, пока однажды на Новый год ей не подарили фотоаппарат. Сегодня цена за съемку у Каревой достигает 200 000 рублей, она снимает таких медийных персон, как Екатерина Усманова и Ксения Бородина, а ее фотографии в стиле русской сказки выставляют в Сербии, Гонконге и Италии
Маргарита Карева
Маргарита Карева

«Я окончила радиотехнический факультет Уральского государственного технического университета. Это направление выбрала за меня мама, так как считала, что быть инженером — это успешно и надежно. В результате вся учеба мне не нравилась: я еле сдала экзамены и получила диплом», — вспоминает Маргарита Карева. Тем не менее, благодаря поступлению, она уехала из родного города Верхняя Салда (30 км от Нижнего Тагила) и перебралась в Екатеринбург. Не оставляя идею получить интересную специализацию, Карева поступила на экономическое направление в том же университете, но найти себя в этой сфере у нее также не получилось. В итоге Маргарита сменила не одно место работы: была оператором кол-центра компании «Мегафон», работала продавцом в обувном магазине, торговала компьютерной техникой, пробовала себя в веб-дизайне, работала маркетологом в небольшом стартапе, который занимался разработкой приложения для ресторанов, кафе и других точек местного общепита.

«Мне было 29 лет, я без конца меняла работу и не знала, где и как себя реализовать. Началась депрессия. Чтобы как-то меня взбодрить, муж подарил фотоаппарат», — рассказывает Карева. Зеркальный фотоаппарат начального уровня Canon EOS 600D с китовым объективом она получила в подарок накануне нового, 2012 года. Первые два месяца подарок лежал на полке — Маргарите казалось, что это слишком сложная для освоения аппаратура. Но на день рождения, 8 февраля, супруг подарил ей сертификат в фотошколу. Процесс обучения ее увлек. «Когда-то в детстве я очень любила рисовать, но мои начинания были задвинуты родителями, по их мнению, художники много не зарабатывают и все это ерунда, хотя мне всегда дико нравился творческий процесс. Фотография буквально стала для меня вторым дыханием», — вспоминает Маргарита.

Проба пера

Первую самостоятельную фотосессию Карева провела с мужем. На нем она пробовала ставить импульсный свет. Дальше моделей она искала в соцсетях: отправляла запрос во «ВКонтакте» девушкам, которые нравились внешне, с предложением устроить фотосессию бесплатно. «Поначалу фотограф я была никакой — работы были ужасные, иметь дело со мной никто не хотел. Я могла отправить сотню сообщений в день и на 90% получала отказ, многие меня просто игнорировали», — признается Маргарита. Фотографией она занималась после девятичасового рабочего дня — поздняя весна и длинный световой день это позволяли. Домой возвращалась в 11 вечера, до ночи разбирала фотографии — ни на что другое времени уже не оставалось. В таком графике она продержалась несколько месяцев.

 

Тогда же Карева начала осваивать Photoshop, что давалось нелегко: она ориентировалась на переводные англоязычные статьи, поскольку, по словам Каревой, хороших школ тогда не было и арт-обработка в России была не популярна. К тому же слабый компьютер не тянул программу и зависал.

Постепенно Маргарита начала брать коммерческие съемки и продвигать себя как фотографа. «Я гордо разместила пост во «ВКонтакте» о том, что я фотограф и беру фотосессии на заказ, стала писать о себе в разных блогах Екатеринбурга», — рассказывает Маргарита.

 

Чтобы наработать портфолио и набрать клиентов, она поставила символический ценник. Прогулочная фотосессия стоила 500 рублей, а первую свадьбу Карева сняла за 4000 рублей, при этом смена длилась порядка 10 часов. Постепенно Карева стала повышать ценник — стоимость свадебной съемки теперь начиналась от 12 500 рублей. Чтобы сохранить текущий уровень дохода в офисе, надо было отснять две-три свадьбы (на последнем месте работы она получала порядка 35 000 рублей). В июле 2012 года Маргарита приняла решение бросить офис и заняться фотографией профессионально. «Было страшно, все крутили пальцем у виска. Мама считала, что я ломаю себе жизнь, ведь у меня была стабильная работа, муж, все как у людей», — пожимает плечами Карева.

Фото Маргариты Каревой

Эффект разорвавшейся бомбы

Чтобы наработать опыт, Карева забивала съемками каждую свободную минуту и постоянно просматривала фотографии профессионалов, работающих в разных жанрах. Она обратила внимание, что ей нравятся нестандартные сюжеты, истории с необычными костюмами. Карева занималась всей организацией процесса: поиском локации, визажистов и стилистов, разработкой концепции. Поскольку денег на дизайнерские услуги не было, для создания антуража она использовала все, что было под рукой, — от старых занавесок до тужурок с бабушкиного чердака. Порой куски ткани зашивались прямо на моделях. Чтобы получить для фотосессий интересные наряды, Карева составила базу всех дизайнеров Екатеринбурга и стала связываться с ними по очереди. Получался взаимовыгодный обмен: дизайнеры предоставляли одежду в обмен на фото для портфолио. Такие фотосессии позволили не только расти профессионально, но и приносили заработок. Если фотограф выкладывала фотосессию у себя в соцсетях, к ней сразу приходило порядка 15 заказов с просьбой сделать похожую съемку. Таким образом, у нее получался обкатанный сюжет с конкретным местом съемки. Клиенты шли потоком, и Карева убивала двух зайцев одновременно: формировала портфолио и зарабатывала деньги.

«Это был чистый кайф, я творила, и мне никто не диктовал, что и где снимать», — рассказывает она. Уже через год Маргарита стала известна на весь Екатеринбург, за одну съемку она брала около 10 000 рублей с учетом аренды студии на час, чистая прибыль составляла 6000 рублей. Сегодня ценник за коммерческую съемку колеблется от 100 000 до 200 000 рублей в зависимости от того, насколько фотографу интересна сама идея проекта.

 

«Мне бы хотелось больше времени уделять творческим фотосессиям, поэтому я специально завышаю ценник на коммерческие съемки. Но находятся люди, которые готовы платить и 200 000 рублей», — объясняет Карева. При этом сегодня себестоимость съемки за несколько лет увеличилась в десятки раз и может достигать 50 000 рублей.

Ставка на соцсети сработала. Каждая следующая работа набирала все больше лайков и репостов, паблики стали публиковать работы на своих страницах. Карева разместила свои фотографии на одной из крупнейших фотохостинговых площадок 500px, после чего фотографа заметили местные СМИ. Один из журналов обратился к Каревой с просьбой отснять разворот для салона шуб. «На тот момент я фотографировала около восьми месяцев и считала, что круто снять рекламу, пусть даже и бесплатно. Хотя сегодня, смотря на это фото, понимаю, что оно так себе», — смеется Маргарита.

Мама, я блогер

В октябре 2013 года Карева завела профиль в Instagram. По ее словам, она довольно долго игнорировала эту социальную сеть, в то время как многие знакомые фотографы уже вели там аккаунты. «Вела я его левой пяткой, выкладывала работы и ставила пару хештегов», — говорит Маргарита.

Раскручиваться поначалу было несложно: работы Маргариты сразу набирали лайки, за полгода на страницу подписалось 40 000 человек. Но рост аудитории замедлился, и фотограф стала работать над раскруткой страницы: делала розыгрыши, писала регулярные посты, покупала таргетированную рекламу. Сегодня Карева активно продвигает свои работы через Instagram, на ее странице 642 000 подписчиков. Карева практически не дает рекламу на своей странице и подходит к ней с особой тщательностью: часто отказывается от предложений, объясняя это тем, что не хочет рекламировать товары, которые ей неинтересны. «У меня был проплаченный пост об Adobe Photoshop. За две stories и пост я получила 120 000 рублей. Но я бы и бесплатно про него рассказала», — делится цифрами блогер.

Фото Маргариты Каревой

Международная известность

В апреле 2014 года Маргарита провела первый мастер-класс по фотографии в Киеве, а уже в августе уехала преподавать в Штутгарт, в Германию.

 

В 2016 году с Каревой связалась редакция модного журнала Runway. Для одного из любимых журналов Карла Лагерфельда она отсняла обложку, получив за работу всего $500. По признанию фотографа, публикации в журналах не приносят денег, но отлично работают на репутацию. На следующий год одна из работ Каревой была напечатана на страницах The Times. Чтобы попасть в издание, Маргарита обратилась в компанию, которая занималась раскруткой фотографов за границей, за печать она получила €35.

Через шесть лет после того, как Карева оставила офис и посвятила свою жизнь творчеству, ее работы приобрели популярность и за рубежом. Первая персональная выставка Маргариты прошла в Сербии в 2018 году на ежегодном фестивале Fоtorama fest. Фотограф выступила приглашенной звездой и провела мастер-класс, за который получила €2500.

В 2019 году работы Каревой выставлялись в Гонконге в рамках фестиваля «Русская осень». «Для местных жителей русский стиль — это настоящая экзотика», — объясняет фотограф.

Также работы Маргариты Каревой были представлены на итальянском фестивале Le notti delle magare. На участии в выставках фотограф не зарабатывает и бесплатно предоставляет собственные работы для демонстрации.

 

Маргарита признается, что во время съемок со сложными сюжетами бывают экстремальные ситуации. «Как-то раз была съемка со страусом, который рванул на меня, а сзади меня была стена. Другой раз нас чуть не затоптал табун лошадей. В Таиланде мы убегали от полиции — оказалось, что снимать там нельзя. Без приключений не обходится!» — рассказывает она.

Мечты и Disney

В 2017 году Карева получила контракт с Disney. По словам фотографа, представителям компании понравились ее работы и они написали ей на почту с предложением о сотрудничестве. Компания выбрала ее в качестве представителя России для проекта #dreambigprincess. Всего в проекте участвовало 19 фотографов из разных стран мира.

Кампания была направлена на то, чтобы поддержать девочек в их мечтах и целях. Проект был запущен совместно ООН и ее инициативой Girl Up, направленной на достижения гендерного равенства во всем мире. За съемочный день Карева получила 250 000 рублей.

Еще один проект с крупным брендом Карева заключила в прошлом году. Компания Samsung искала блогера для проекта «Наша #СтранаКосмос», рассказывающего о возможностях мобильной фотографии. Идея заключалась в том, чтобы с помощью телефона Samsung Galaxy сделать качественные красивые снимки в разных уголках страны. «В проекте приняли участие несколько тысяч пользователей наших устройств, фото- и тревел-блогеры. Мы выбрали Маргариту, потому что она действительно талантливый фотограф-портретист. Самые яркие и вдохновляющие работы были размещены на объектах наружной рекламы в Москве», — комментирует пресс-служба Samsung. За работу в проекте Карева получила порядка 1 млн рублей.

 

Выход в онлайн

В 2017 году Карева решила попробовать свои силы в онлайн-обучении. Индивидуальное занятие по скайпу стоило около 7500 рублей за два часа. Услуга пользовалась популярностью, фотограф поняла, что на этом можно заработать, и стала набирать группы до 20 человек. Стоимость занятия составляла около 12 000 рублей. Таким образом, чистая прибыль составляла примерно 240 000.

Чтобы масштабировать историю с онлайн-обучением, фотограф стала искать себе партнера. Им стал коллега по цеху Василий Войнов. Он разбирался в платформе GetCourse, на которой запустили бесплатный марафон «Волшебный пендель», в нем приняло участие 20 000 человек. После марафона участникам разослали письма с приглашением пройти платный курс. Курс купили 100 человек, в результате прибыль составила 700 000 рублей, которые фотограф разделила с партнером пополам.

Вскоре Карева запустила еще один вебинар. Схема была такая же: она провела бесплатный урок, где рассказала о своем карьерном пути и шагах, которые позволили ей стать востребованным фотографом. В мероприятии приняло участие около 1000 человек. «Если вы хотите научиться также, приходите послушать мой урок по обработке фотографии. Я там расскажу все, что умею. Урок стоит 4000, но сейчас со скидкой — 2700» — такими словами заканчивался вебинар. После этого пошел шквал заявок, в кассу сразу упало 400 000 рублей, а за последующие два дня сумма составила 1,75 млн. Затраты на таргетированную рекламу и посадочную страницу обошлись в 50 000 рублей.

Вебинар по обработке фотографий проводился на платформе Bizon 365, где может проходить обучение неограниченное количество участников. Урок длился порядка четырех часов, слушателям демонстрировался рабочий стол фотографа, параллельно Карева подробно рассказывала о приемах обработки фотографий. После этого был проведен еще один вебинар по обработке 2.0. Поняв, что спрос на такие услуги есть, в 2017 году Карева запустила онлайн-школу «Волшебный пендель». Вскоре она переименовала ее в «Школу креативной фотографии Маргариты Каревой», сделав ставку на личный бренд.

 

В первом потоке школы было 100 человек. Стоимость обучения составляла 15 000 (сегодня — 30 000 рублей). Обучение в школе длится два месяца, каждая неделя состоит из трех уроков. Первый модуль посвящен тому, как развить дивергентное и креативное мышление: «как придумать идею съемки? как организовать процесс? как обрабатывать фотографии? с чего начать собственное продвижение? как снимать в разных жанрах?». По словам предпринимательницы, после прохождения курса многие слушатели уволились и пошли работать в фотографию, получая гораздо больше, чем в офисе.

«В тот момент, когда я решила пойти в школу Маргариты Каревой, я сидела в декрете с третьим ребенком. Хотя ранее я занималась фотоартом и профессиональной ретушью, именно благодаря школе я поверила в себя. Два года подряд я входила в топ-35 лучших фотографов в номинации «Постановочная фотография» в конкурсе 35awards. Если бы не школа, я так бы и не научилась фотографировать и не добилась этого», — рассказывает одна из участниц набора 2018 года Валентина Попова.

В 2019 году обучение прошли 300 человек, оборот составил 20 млн рублей. Во время карантина спрос на услуги повысился. Месячный оборот компании на 2020 год составляет 6 млн рублей, с начала года компания заработала более 48 млн рублей. За время пандемии продажи выросли на 40%.

Сегодня в школе работает 30 специалистов. Существует три направления обучения: мобильная фотография, креативная фотография и ретушь. Всего в школе около 300 уроков.

 

«Как правило, высокий сезон в онлайн-образовании начинается в ноябре и постепенно снижается с марта по май. Летние месяцы обычно выпадают. В этом году пик высокого сезона был продлен и на середину июня», — рассказывает Михаил Горбов, основатель школы контента Zооm. — «В этом году предпочтения потребителей будут меняться достаточно кардинально. Если еще лет пять назад потребитель мог покупать абсолютно любые курсы хотя бы ради развлечения и был не так чувствителен к цене, то в последующие годы, в связи с ухудшением макроэкономической ситуации, потребности смещались в сторону творчества у одной части аудитории и в сторону увеличения личного дохода у другой. Сегодня еще острее встает вопрос увеличения личного дохода. При этом клиент все меньше будет «вестись» на какие-то маркетинговые уловки из прошлого века. Основной приоритет будет отдаваться тем, кто говорит все честно и прямо, максимально конструктивно и сдержанно. Главный вопрос при покупке курса в этом сезоне: «Что я с этого получу?».

По словам основателя образовательного онлайн-проекта Amlab.me Александра Амбалова, пандемия сильно задела отрасль фотографии и заставила многих фотографов хорошенько понервничать, поскольку их работа напрямую связана с людьми, а в карантин контакты невозможны. «У многих весна-лето — это самый «жирный» сезон, когда много семейных и свадебных фотосессий. А в этом году они отменились из-за «ковида». И фотографы избегали контактов из-за переживаний за свою семью, и сами клиенты не решались на съемки. Некоторые ребята начинали снимать по фэйстайм, но действительно коммерческим и массовым продуктом такие съемки не стали. Семью с детьми довольно сложно снять на камеру ноутбука, да и качество в этом случае сильно проседает. За лето профессиональная фотоиндустрия восстановилась лишь частично», — объясняет эксперт.

«В связи с сильным расслоением общества на людей с низким достатком и высоким достатком, то есть отмиранием среднего класса, образование в целом будет соответствовать вызову времени. «Бедные» будут учиться онлайн, «богатые» — офлайн. Причинами ухода массового клиента в онлайн заключается не только в более низкой цене и в тренде, но и в нежелании или невозможности уменьшать социальную дистанцию в связи с пандемией. Люди с меньшим достатком менее склонны к риску, поэтому это оптимальный выбор для них. Тогда как люди с более высоким достатком готовы больше платить и больше рисковать ради высокоэффективного обучения», — заключает Горбов.

В прошлом году Маргарита Карева переехала в Москву, чтобы дальше развиваться в профессии. «Екатеринбург стал мне мал, а в столице больше интересных людей и возможностей», — объясняет она причину своей релокации.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+