Одна вокруг света. Древняя церемония подношений буддийским монахам в древнем королевстве
88-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: путешественница отправилась в исчезнувшее королевство Луангпхабанг и нашла там необычкновенную атмосферу и — неожиданно — советский памятник
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина рассказала о путешествии по Северному Тайланду. Она посетила Золотой треугольник, где сходятся границы трех стран —Тайланда, Мьянмы и Лаоса, — и узнала о сакральном значении цветов лотоса.
Название лаосского города Луангпхабанг состоит из трех слов, в переводе с лао они означают «королевский», «Будда» и «золотой». Точнее про него и не скажешь, в этих трех словах — весь Луангпхабанг. Здесь находится бывшая королевская резиденция, в городе больше 30 буддийских храмов, украшенных позолотой. И история Луангпхабанга по-королевски красива. По лаосской легенде, тайский принц Кхун Ло в VII веке стал местным правителем и основателем династии из пятнадцати королей.
Старый город очень компактный и стоит в совершенно не городской тишине, если не брать во внимание гул туристов в вечерних ресторанах и ночном базаре на главной улице города. Но и они быстро утихают, оставляя уютные улицы дожидаться рассвета.
Разные стили домов и построек создают здесь свою, присущую только Луангпхабангу, атмосферу и колорит. Каменные дома с цветными ставнями соседствуют с бамбуковыми лавками, старинные буддийские храмы с золотыми крышами гармонично вписываются в улицы с современными ресторанами, магазинами и отелями.
Я провела в Луангпхабанге три дня вместо запланированного одного. По улицам города и набережной Меконга можно гулять часами, наблюдая за неспешностью местных жителей и неторопливой суетой туристов. Последних, кстати, здесь очень много.
Буддийские храмы — главная достопримечательность Луангпхабанга. Обойти все не хватит ни сил, ни времени. В архитектуре зданий много интересных деталей, резьбы, ярких красок и позолоты — красиво и гармонично. Мне они напоминают русские терема, а в одном из них я обнаружила кувшин с росписью, похожей на гжельскую.
Мимо огромной статуи во дворе королевского дворца я уже хотела было пройти мимо, но уронила взгляд на табличку возле нее. Статуя изготовлена в Советском Союзе, в 1975 году. Это памятник Сисавангу Вонгу, последнему королю Королевства Луангпхабанг, переставшего существовать в середине прошлого столетия. Сисаванг Вонг унаследовал корону Луангпхабанга в 1904 году после смерти отца, но был свергнут во время Второй мировой войны коммунистами и националистами. Королевская власть была восстановлена в 1946 году, и Сисаванг Вонг продолжал править до самой смерти, но уже в титуле короля Лаоса. Невольно подумалось: советский скульптор изваял этот памятник в знак искупления грехов коммунистов, лишивших царствующую особу власти?
В Луангпхабанге существует древняя традиция кормления монахов. Увидеть ее можно на рассвете, каждое утро. Еще в сумерках тротуары вдоль центральной улицы выстилают циновками, на них ставят маленькие стульчики. Все, кто хочет принять участие в церемонии кормления, устраиваются на эти приготовленные места и ждут. Местные жители приходят с плетеными туесками — специальными сосудами, наполненными вареным рисом. Туристы могут купить такой туесок здесь же, у торговцев.
Монахи в полном молчании идут вдоль улицы друг за другом, у каждого позолоченная чаша для пожертвований. В нее и полагается класть рис. Я купила туесок и тоже примостилась на циновку. Маленькие горстки клейкого риса отправляются из моих рук в золотые чаши проходящих мимо монахов.
Само действо похоже на восход солнца. Монахи одеты в яркие оранжевые одежды. Они появляются так и в такое время, что кажется будто они своим появлением рассеивают тьму и приносят свет в этот мир. Выполнили свою миссию, пробудив солнце, и исчезли за стенами буддийских храмов. Также тихо, как и появились.
В Луангпхабанге можно зайти на территорию храмов или монастырей просто так и наблюдать за жизнью монахов. Если бы не яркие оранжевые одежды, можно подумать что ты забрел на территорию школы или пионерского лагеря. Среди монахов большинство детей и подростков. Они так же смеются и спорят, играют и выполняют поручения, как обычные дети. Стоит попросить сделать фото, лицо становится серьезным. Перед тем как позировать, обязательно поправит одежду, чтобы все было в порядке, и из весельчака, что был секунду назад, превращается в серьезно монаха. Стоит немного поговорить, и серьезное лицо вновь очеловечивается детскими эмоциями. Дети всегда и везде остаются детьми!