Как бывшая няня написала эротический фанфик в телефоне — и сделала на этом состояние
В 2013 году Анна Тодд менее чем за час изменила всю свою жизнь. Жена военнослужащего, которая подрабатывала бэбиситтером, много читала фанфики — истории авторов-любителей о вымышленных вселенных из других оригинальных произведений и о настоящих знаменитостях. Тодд решила написать собственный фанфик, эротическую историю о Тессе и Хардине — благоразумной первокурснице колледжа и «плохом парне» с татуировками, очевижным прототипом которого стал певец Гарри Стайлза. Она назвала свое произведение «После», и набрав первую главу на телефоне, выложила ее на Wattpad, одном из крупнейших в мире сайтов, где любой может опубликовать свой рассказ или роман. Тодд публиковала по главе почти каждый день в течение года.
С тех пор «После» прочитали более 1,5 млрд раз. Роман превратился в серию-бестселлер (сейчас в ней пять книг), которая была выпущена тиражом более 11 млн экземпляров, после того как Wattpad организовал для Тодд сделку на шестизначную сумму с издательством Simon & Schuster. «Если бы я сама отправила «После» любому издателю, они ее даже не прочитали бы», — говорила Тодд американскому Forbes. Wattpad получил примерно 15% от доходов Тодд от продажи книг (столько же потребовал бы обычный литературный агент), а также стал продюсером фильма «После», вторая часть которого вышла в российский прокат 17 сентября.
Первый фильм кинофраншизы вышел в апреле 2019 года и лидировал в бокс-офисе в 17 странах, включая Германию и Италию. Картина собрала в прокате более $70 млн.
Серию «После» иногда сравнивают с трилогией «50 оттенков серого», поскольку обе произведения начинались как фанфики (автор «50 оттенков серого» вдохновлялась «Сумерками»). Кроме того, их главные мужские персонажи во многом схожи. Мы узнали у Анны Тодд, как она относится к этому сравнению, что делает с внезапно свалившейся славой и как неожиданная популярность изменила ее жизнь.
Ваш опыт показывает, что привычный путь к читателю: «рукопись — отказы — публикация — премия — читательское узнавание» устарел. Через интернет гораздо быстрее. Сколько времени занял у вас путь от девочки, написавшей фанфик в приложении Wattpad, до автора бестселлеров?
Я убеждена, что через интернет все делается проще и быстрее. Я старалась держаться подальше от традиционной издательской модели сколько возможно. Честно говоря, я вообще пытаюсь в своей карьере избегать всего традиционного. Книгоиздание страшно консервативно. Есть много свежих авторских голосов, которые мы не можем услышать из-за стен, которые возведены издателями. И чем больше молодых новых голосов пробьется сквозь эти стены, тем больше интересных книг мы получим. Мой совет молодым авторам — сохранять верность тому, во что вы верите и что пишете. Не пишите для поклонников или издателей. И не думайте о финансовой стороне успеха.
Хочешь стать известным писателем — не бойся выкладывать свои тексты в интернет, так?
Я думаю, что сейчас Интернет — кратчайший путь к успеху в любой сфере. Так что мой ответ однозначен — да.
Сейчас у вас есть литературный агент? Как строятся ваши отношения с издателями?
Конечно, сейчас у меня есть литературный агент, она великолепный профессионал, и у нее действительно прекрасные отношения с большинством издателей в мире. Она пришла из бизнеса, влюбилась в романтическую прозу и сделала на этом карьеру. Меня вдохновляют такие женщины.
Я довольно тесно общаюсь со своими издателями, мы регулярно обсуждаем какие-то вещи, и я активно вовлечена во все процессы, связанные с деловой стороной моей карьеры.
Вы по-прежнему пишете новые книги в интернете и выкладываете в открытый доступ. Зачем вам это нужно?
Это мой личный выбор. Мне не «нужно» ничего делать, я выбираю такой способ письма, потому что у меня есть связь с моими читателями, которую я хочу сохранить. И не каждый в мире может позволить себе купить восемь моих книг, поэтому мне важно предлагать им оба варианта.
Вас не смущает, что «После» — это фанфик с отсылкой к «50 оттенков серого», который в свою очередь был фанфиком «Сумерек»?
Не думаю, что это важно.
История хорошей девочки, которая влюбляется в плохого парня, в общем-то, совершенно банальна. Почему именно ваша версия этого сюжета оказалась так привлекательна для читателей?
Я не знаю наверняка. Конечно, это все та же старая как мир история любви парня, который ненавидит мир и любит только эту девушку, которая единственная испытывает к нему огромное сострадание, симпатизирует ему, сочувствует и понимает его. Несмотря на то, что эту историю уже рассказывали тысячами разных способов, она находит отклик в сердцах. «После» — роман более запутанный и более реалистичный. Персонажи совершают очень много ошибок, и я думаю, что люди узнают себя в персонажах именно из-за ошибок, которые они делают. Когда персонажи несовершенны, мы, читатели и зрители фильмов, чувствуем себя почти такими же, как они. И если герой разрушает свою жизнь намеренно, мы должны выяснить, почему. Я думаю, именно поэтому истории о хороших девочках и плохих парнях продолжают появляться, и повторяются снова и снова более современными способами. Потому что это слишком часто происходит в жизни. Мы хотим изменить людей, мы хотим верить, что для нас этот человек может стать гораздо лучше. Мы хотим верить в абсолютную романтику. Я думаю, что «После» намного жестче и грубее традиционной романтической истории о любви, и поэтому им так одержимы. Хотел бы я знать ответ на ваш вопрос наверняка, но я понятия не имею, хотя много разговариваю со своими читателями.
Как вы пишете любовные сцены? Мне кажется, это довольно сложно. Пережимаешь немного — получается порно, пишешь слишком осторожно — сцена теряет накал.
На самом деле, писать о сексе очень легко. Это как и все остальное, просто надо соблюдать баланс. Если я рассказываю историю пары, я же пишу об их повседневной жизни. И не могу просто исключить секс из их отношений — это было бы, как минимум, странно. Не писать о том, что герои занимаются любовью, не учитывать секс в их отношениях для меня не имеет смысла. Потому что секс — это не просто физиология, это совсем другое: способ показать близость или способ решить проблему, которая между ними есть. Это зависит от того, что ведет к сексу. И сексуальные сцены мне на самом деле совсем не сложно писать.
Возможно, дело и в языке тоже. В английском больше слов для спокойного разговора о сексе, в русском лексика либо вульгарная или табуированная, либо научная, медицинская. Нашим писателям сложнее.
Я думаю, что во всем мире есть проблемы с тем, как женщины могут выражать сексуальность. Не только в России, но и в США и во многих странах. Я думаю, в каждом языке должно быть больше слов, которые могут помочь передать эротизм и сексуальность без грубости или сексизма.
17 сентября на экраны выхошла экранизация второй части бестселлера «После». Я слышала, что на съемочной площадке работало беспрецедентное количество женщин. Это ваше требование, манифест или стечение обстоятельств?
Да, мы сделали это специально. Мы старались привести как можно больше женщин на площадку. Тем более, сама история — это история Тессы, ее точка зрения. Я лично была твердо настроена дать женщинам больше рабочих мест на этой картине. Даже с учетом того, то у нас режиссер-мужчина, продюсер — женщина, продакшн, дизайн — везде задействованы, основном, женщины. Мы сделали это целенаправленно, наняли как можно больше женщин.
Насколько сильно вы были вовлечены в процесс экранизации? Сценарий, кастинг?
Я была очень вовлечена. Я написала сценарий, хотя режиссер, конечно, как всегда, немного переписал. Я участвовала в процессе максимально, но съемки фильмов — это всегда сотрудничество, командная работа, и последнее слово в конце концов обычно остается за режиссером. Что же касается кастинга, тут у меня прав было побольше, так что я выбрала Кимберли (ее сыграла Кэндис Кинг), хозяина издательства Vance Publishing, где стажируется Тесса Кристиана Вэнса (Чарли Уэбер) и поддержала кандидатуру Дилана Спрауса на роль Тревора.
Что сильнее изменило вашу жизнь — выход книг или их экранизации?
Книги, конечно. Потому что я всегда была увлеченным читателем, книги — моя страсть. И стать писателем, получить невероятный успех, о котором я и мечтать не могла … Я никогда и близко не думала о таком. Так что это более важный путь.
Мне действительно повезло с экранизациями, и я благодарна за фильм «После. Глава 2», но книги определенно намного сильнее меняют жизнь… Я бы сказала, книги для меня всегда были в приоритете.
Считаете ли вы себя писателем или все-таки автором любовных романов? Для русской культуры это разные вещи.
Мне пришлось повторить это несколько раз, чтобы понять, действительно ли вы спрашиваете о том, что я подумала. Я считаю себя рассказчиком историй, поэтому я не вписываюсь ни в одну из этих категорий, я сторителлер. Мне очень странно, что писателя и «автора любовных романов» можно относить к разным категориям. Если кто-то пишет, он писатель, независимо от культуры, никто не может решать, что значит «быть писателем». Мы также должны помнить, что «романтические истории» — это мировая индустрия стоимостью триллион долларов, и миллионы людей любят ее читать и писать такие книги. В конце концов, никто не может это дискредитировать. Мы очевидно делаем что-то правильное — пишем (смеется). (Анна использует игру слов right (правильное) и write (писать) — прим. Forbes).
Как изменилась ваша личная жизнь, когда книги стали продаваться? Когда вы стали не просто в свободное время сочинять любовные истории, а с головой ушли в онлайн, творчество и продвижение.
Что ж, мы с мужем вместе половину моей жизни — мы познакомились, когда мне было 14, с моих 16 лет мы вместе, а в 18 поженились. Так что он знает, что я всегда любила читать ... И он знает: то, что я стала писателем, имеет огромное значение для нас, как для семьи. И это помогло ему уйти из армии. Наше будущее перестало лежать только на его плечах. Он действительно гордится мной и счастлив за меня. Он мой лучший друг, поэтому очень рад за меня.
Знаете, мне часто задают вопрос, что чувствовал ваш муж, когда вы стали успешны?» Думаю, если бы я не могла искренне ответить, что муж счастлив за меня или гордится мной, тогда у меня уже был бы другой муж.
Сколько времени вы тратите на общение с поклонниками на сайте?
Последнее время не так много, как мне бы хотелось: я была очень занята новой книгой и работой над фильмом. У меня оставалось не так много времени на общение с поклонниками, но я каждый день читаю их комментарии.
Удается ли вам выкраивать время для себя? Сколько времени вы проводите вне сети?
Честно говоря, это очень сложно. В прошлом году я действительно постаралась изменить ситуацию и найти баланс ... В начале карьеры я проводила большую часть времени разъездах вдали от своей семьи. Безусловно, иметь возможность заработать и обеспечить финансовую поддержку для сына — это настоящее благословение. Но такой ритм работы плохо сказывается на состоянии здоровья.
Кроме того, я стараюсь сокращать время, проводимое онлайн. Иногда я провожу в сети слишком много часов, особенно когда дело касается фильмов. Я это понимаю. Я стараюсь поддерживать свое психическое здоровье, и знаю, что постоянное нахождение в сети этому не способствует.
Этот год был действительно важным для меня, потому что я тратила существенно больше времени на себя и свою семью. Весну и лето мы проводили время в кемпинге и на природе (вдали от людей из-за коронавируса), и это было так хорошо.
Так что не скажу, что у меня идеально получается, но я стараюсь держать баланс между работой и семьей, чаще сосредотачиваться на себе и контролировать, не слишком ли много я на самом деле работаю.
Наверняка у вас были свои мечты и цели, когда вы были просто девочкой из Техаса и женой солдата, служившего в Ираке. Что вы исполнили в первую очередь, когда у вас появились деньги и возможности?
Во-первых, я смогла помочь другим девушкам обрести свой голос. Я разговариваю со многими своими читателями, которые уже пишут или хотят стать писателями. Некоторые просто ведут дневник и самовыражаются через письмо — и я могу помочь им сделать первые шаги. Мне очень важно иметь возможность помочь таким же девушкам, какой была я, когда была моложе. Хотя ко мне часто приходят и женщины моего возраста, которые только сейчас пишут свои первые вещи, потому что они в некотором роде вдохновлены мной. Это мой самый большой успех.
Ну и, конечно, более реалистичное и более повседневное. У меня есть возможность обеспечить сыну самое лучшее медицинское обслуживание. Это просто счастье, потому что структура здравоохранения США настолько ужасна ... В общем, мой успех действительно дает мне преимущество — я могу помочь своему сыну жить лучше прямо сейчас.
Как бы сложилась ваша жизнь, если бы вы не начали писать истории на Wattpad?
Честно говоря, понятия не имею. Мой муж служил в армии, а я пыталась сообразить, чем заняться, но так и не нашла ничего, что меня бы хоть сколько-нибудь увлекало, кроме чтения. Так что я, вероятно, застряла где-нибудь на госслужбе или в офисе. Но, к счастью, мне даже не пришлось заканчивать колледж.