Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина посетила Лех, столицу гималайского княжества Ладакх, побывала на самом большом высокогорном озере Индии, поднялась на горные перевалы выше 5000 метров и сдалась перед природной стихией, не сумев преодолеть размытую тающим снегом дорогу.
В Индии я задержалась на долгих три месяца. Страна огромная и потрясающая, хотелось увидеть и погрузиться в многообразие культур и религий, природы и людей. Не все сложилось так, как я планировала. Но планировать что-то в Индии — это все равно, что смешить бога.
Но была и еще одна причина задержки — организационная. Надо было оформить документы на машину и получить их из Москвы. Это Карнет де Пассаж, срок действия прежнего у меня вновь завершился, и без него я не могла ехать дальше. А потому во время ожидания не уезжаю далеко от Дели и держу курс в Джайпур.
Джайпур, или как его еще называют, Розовый город. Хотя, почему розовый? Мне он кажется терракотовым. Считается, что розовый цвет — это символ гостеприимства. Куда ни направь взор — повсюду настоящее произведение искусства. Изящная архитектура, дворцы и форты. Если бы не изнуряющая жара в это время года, по Джайпуру можно гулять вечно!
Резиденция Махараджи занимает седьмую часть старого Джайпура — настолько он огромен. Королевский комплекс состоит из системы дворцов, павильонов, садов и храмов. Но условно разделен на две части. Одна — музейная, она открыта для туристов. Вторая служит резиденцией последнего махараджи Раджастана — наследника Бхавани Сингха. Если королевская особа находится в своих покоях, над дворцом поднимают флаг. Когда мы гуляли по дворцовым залам и дворикам, флаг был высоко поднят. Вот так, была рядом с королевской особой!
Удивили огромные сосуды из чистого серебра, выставленные в открытом зале квадратной формы. Кувшины высотой 1,6 метра, каждый объемом 4000 литров и весом 340 кг. Их изготовили без пайки, из 14 000 серебряных монет, специально для того, чтобы Махарадж мог пить воду из Ганги во время путешествия в Англию в начале XX века.
Вы знаете, как выглядит настоящий гарем? Полюбуйтесь, это Хава Махал, или Дворец ветров в Джайпуре, визитная карточка Раджастана. Хава Махал предназначался для гарема Махараджи, многочисленные жены могли подсматривать за жизнью города, не боясь быть увиденными. Внутри двора устраивались представления, а наблюдать за ними каждая из женщин могла в свое, предназначенное для нее окно.
Обсерватория Джантар-Мантар в Джайпуре одна из самых больших в Индии. Действительно впечатляет и размерами, и масштабами измерительных сооружений, и точностью инженерной мысли. Построенная в XVIII веке, она и сейчас выглядит как современный научный астрономический центр. Трудно поверить, что ей почти 300 лет. Гигантские приборы использовались для определения времени, предсказания погоды, определения положения небесных тел. Здесь находятся самые огромные солнечные часы в мире и работают они с точностью до секунды! Царские особы в свое время сверяли все важные решения по этим звездомерам. В 2010 году обсерваторию внесли в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО как «воплощение астрономических навыков и космологических представлений двора ученого монарха».
Возвращаюсь в Дели, где меня встречают хорошие новости: прилетели мои документы! Ни минуты не задерживаясь больше в столице Индии, отправляюсь в Наггар, по местам Рериха.
Простой и скромный двухэтажный особняк с деревянной террасой стоит на склоне высокой горы, с потрясающими видами на снежные горы и долину. Николай Рерих провел здесь с семьей последние годы своей жизни. Творил, изучал, обрабатывал дневники уникальных экспедиций. Дом окружен красивым садом, утопающим в зелени, с цветущими магнолиями. Говорят, что Рерих умел разговаривать с растениями и от его рук они росли как на дрожжах. В холле расположена галерея с работами Рериха-старшего и его сына Святослава. На стенах висят подлинники картин и исторические фотографии. Интерьеры жилых комнат и библиотеки можно разглядеть только снаружи в окна, прохаживаясь по террасе второго этажа. Внутрь вход закрыт. Странные чувства, будто подглядываешь за соседями через занавеску.
Я не большой любитель исторических музеев, но очень интересно было рассмотреть быт русского человека, жившего далеко за пределами родины. Медный самовар, дымковская игрушка, фарфоровая посуда, серебряный крест на старинной Библии — все это и мне напомнило о России.
Дорога в Гонготри. Люблю наблюдать за деревенской жизнью. Люди открытые, свободные, настоящие. Они ведут себя так, как умеют — без масок. Скрывать нечего, незачем и не от кого. Не прячутся, на шорятся. Живут как есть. В деревне ничего не скроется от человеческого взгляда, от соседей, все на виду и все прозрачно.
Три года назад я ехала по этой дороге на пассажирском джипе с индийским водителем. Как? Ну как же они могут ездить по этим узким серпантинам, с таким сумасшедшим трафиком, да еще с левосторонним движением? Ехала, и представляла, что это я за рулем, и это я веду джип, и улавливала каждый поворот и каждое движение моего водителя. А индус тогда сильно удивлялся, как это русская женщина не знает английский? Вот и английский подтянула, и крутые горные серпантины освоила, и даже левосторонний индийский хаос. Правда, не на джипе, зато на своей проверенной Элантре.
Дорога в Индии — это действительно неуправляемый хаос. Но это и открытая книга, которая многое может рассказать о тебе самом, о твоей жизни, что с тобой происходит в настоящий момент. В моменты, когда тебя постоянно кто-то подрезает, подгоняет, сигналит, не уступает дорогу, норовит спихнуть на обочину, а то и в обрыв на поверхность поднимается масса не самых приятных эмоций — появляются агрессия, злость, раздражение, сопротивление, желание отомстить. Все это кипит внутри бурным вулканом и притягивает к себе еще больше неприятностей.
Я увидела эту взаимосвязь не сразу, будучи уже изрядно побитой на индийских дорогах. И стала наблюдать за своими состояниями осознанно. Буквально ловлю в моменте свои эмоции «за руку» и говорю им: стоп. И почему-то сразу все водители становятся вежливыми, уступают дорогу, прекращают подрезать и сигналить, подгоняя мою тихоходную Элантру, и никому не приходит в голову ослеплять меня дальним светом. Дорога становится гармоничной, мягкой, тягучей. Волшебной.