К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Все разные, все равные. Как подготовить к школе особенного ребенка

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Трудный, проблемный, необучаемый. Любой ребенок с особенностями развития имеет шанс вырасти умным, активным, уверенным и счастливым, считает психолог и ученый-физиолог Марьяна Безруких

Как найти подход к своему необычному ребенку и говорить с ним на одном языке? Как помочь ребенку развиваться эмоционально и интеллектуально? На эти и другие вопросы отвечает психолог и доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких в книге «Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами», которая выходит в издательстве «Питер» 28 июля. Мы публикуем отрывок о том, почему «особенности» — не равно «ограничения». 

Заканчиваю двухчасовую лекцию для родителей о росте и становлении организма дошкольников, развитии мозга, познавательной деятельности и подготовке к школе. И первый же вопрос: «Вы выделили индивидуальность, персональный темп развития и особенности как важнейшую закономерность. Получается, дети с особенностями — норма и у каждого ребенка есть своя специфика?» Если рассматривать норму как широкий диапазон возможных вариантов развития, да, дети с особенностями — индивидуальные разновидности нормы. Для такого взгляда есть все основания: рост и развитие ребенка определяют десятки внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов, а их сочетание формирует сложную мозаику взаимодействия наследственности и среды, которая не может не дать разные варианты развития. Леворукие, медлительные, гиперактивные, дети с отклонениями в состоянии здоровья и расстройствами аутистического спектра (данный список можно долго продолжать). Они очень разные, но их объединяют общие закономерности развития мозга и познавательной деятельности, проблемы подготовки к школе и трудности школьной адаптации. Большая часть сложностей в подготовке и адаптации связана не столько с индивидуальными особенностями развития этих детей, сколько с отсутствием своевременной и эффективной помощи, незнанием родителями и педагогами тактики взаимодействия и организации системной подготовки таких детей к школе.

 

Мозг любого ребенка дошкольного возраста очень пластичен, восприимчив, способен учиться и имеет большой адаптивный ресурс, что при правильной системе работы позволяет скомпенсировать и скорректировать многие дефициты развития.

Их считают трудными, проблемными, необучаемыми; глядя на них, тяжело вздыхают родители; на их беспокойство и невнимательность жалуются педагоги и воспитатели; с ними часто не умеют общаться сверстники. Кто-то из них тараторит без умолку, а у кого-то слово на вес золота; один — непоседа, другой часами играет с конструктором; одному — слова не скажи, сразу обиды и слезы, а другому все нипочем. Но у кого из обычных детей время от времени не бывает беспокойства, невнимательности, обид?

 

Да, реже, иногда, а медлительные медлительны всегда и во всем, гиперактивные же — всегда непоседы. Однако эти особенности — не ограничения, они не препятствуют ни нормальному развитию, ни высокому интеллекту и творческой активности, ни достижениям в учебе. Любой ребенок с особенностями развития имеет шанс вырасти умным, активным, уверенным и счастливым. Важно помнить: многие особенные дети одарены интеллектуально и творчески; чувствительны, отзывчивы, благодарны за внимание и поддержку. К сожалению, в последние десятилетия дети с особенностями все чаще становятся заложниками и жертвами «модных» диагнозов и деятельности различных центров, квазиспециалистов, которые предлагают (не бесплатно) разные варианты решения всех проблем сразу, завлекая обещаниями «нейрокоррекции», использованием «нейро»-методик, обещая мозжечковую стимуляцию  и «синхронизацию» работы правого и левого полушарий, «активацию работы разных зон мозга» и т. п.

Волшебная приставка «нейро» вселяет надежду, а разочарование и отчаяние приходят потом. Самые безобидные итоги такой «коррекции» — отсутствие каких-либо изменений; хуже, если ребенок и родители теряют веру, начинают считать положение безвыходным и смиряются. Неверие и постоянные неудачи превращаются в реальное препятствие для изменения ситуации. Родители должны знать, что диагностика особенностей развития очень сложна и субъективна, довольно часто вывод об отставании в развитии или плохой обучаемости не имеет оснований. В 1970–1990-е годы большинству детей, которые имели проблемы в школе, ставили диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), в 1990–2000-е — СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а сегодня — РАС (расстройства аутистического спектра).

При более глубоком обследовании он подтверждается не всегда. Но даже верно поставленный диагноз — не приговор и не препятствие для нормального развития. Важно найти истинную причину проблем, выстроить систему эффективного развития и подготовки к школе. Эта книга для родителей — любящих, чутких, решительных, уверенных в том, что они способны помочь своему особенному ребенку все преодолеть.

 

Я уверена, что десять заповедей для родителей великого Януша Корчака станут ориентиром в воспитании:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнешь.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может, и больше, поскольку у него нет опыта.

 

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы не можем знать, кого встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и для развития творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

 

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+