Женская экспертиза. Как зарабатывать 100 тысяч рублей в час, давая советы
Искусственный интеллект против дискриминации
Uber-модель, или концепция краткосрочной аренды, родившаяся в экономике совместного потребления, приходит на новые рынки и распространяется от сектора массовых услуг к топ-менеджменту. Тренд на аренду услуг экспертов добрался до сферы высококвалифицированного труда и уравнял мужчин и женщин на IT-платформах. Временные услуги таких экспертов обычно заказывают крупнейшие промышленные компании, ретейл, FMCG, банки, консалтинговын компании Big3/Big4, МСП, высокотехнологичные компании, — иными словами, проекты, нацеленные на изменения, требующие высокого уровня экспертизы.
На Западе уберизация труда высокопрофильных экспертов появилась еще в начале 2000-х и представлена такими платформами как Gerson Lehrman Group (GLG), AlphaSights, Catalant, AlphaSights, Coleman Research and Guidepoint, на российском рынке хэдрентингом (арендой экспертов) занимаются такие платформы как Expert Me, Профессионалы 4.0, Experium, а также экспертная панель фонда «Сколково».
Как ищут экспертов
В последнее время на рынке краткосрочной экспертизы и проектного менеджмента в России и довольно давно на Западе наблюдается тенденция, когда заказчики формируют конкретный портфель скиллов эксперта: запросы и формулировки максимально детализированы как по требованиям к опыту эксперта, так и по требованиям к ожидаемому результату. Чтобы удовлетворить совпадение ожиданий заказчика и компетенций эксперта используются алгоритмы искусственного интеллекта и матстатистики. Поскольку на платформах ставка делается на максимальное совпадение определенных компетенций под определенную задачу, тут не может возникнуть гендерной дискриминации.
Раньше ситуация была несколько другой: в качестве требований еще в 2015-2017 годах указывалась только профессиональная область и отрасль эксперта, а также желательное знание какой-то темы. Получались достаточно обширные требования. Сейчас же клиенты в основном четко указывают указывают список необходимых квалификаций. Как поясняют сами клиенты, причина в том, что общая информация сейчас доступна многим в открытых источниках, или она накоплена компаниями за время развития. А вот уникальные узкие, а главное проверенные на опыте знания — это то, за чем сегодня охотятся. Запрос на конкретику связан также с тем, что компании, как правило, не планируют брать менеджера в штат, а заинтересованы в сотрудничестве на короткий срок. В итоге только 5% заказчиков готовы рассмотреть общий набор компетенций кандидата, чтобы подключить его на проектную задачу.
Женщины на экспертных платформах
По данным платформы Expert Me, соотношение мужчин и женщин в сфере экспертной аренды топов менялось от 15% (женщины) и 85% (мужчины) к 35% (женщины) и 65% (мужчины). Топовые отраслевые эксперты варьируются по возрасту от 27 до 68 лет, по профессиональному статусу это преимущественно топ-менеджеры компаний, руководители функций и производства, руководители проектов и консультанты.
Статистика по возрасту
от 24 до 30 — 17%
от 30 до 40 — 60%
от 40 до 55 — 20%
от 55 до 70 — 3%
Основное отличие высокомпетентного эксперта — владение определенной востребованной в отрасли экспертизой и функцией, в которой он ориентируется лучше заказчика и может выполнить от начала до конца за определенный срок, принеся компании экономический эффект. Эксперт берется за задачу, когда имеет возможность совмещать ее с текущей занятостью. По нашим оценкам, 75% экспертов занимаются дополнительным проектом в нерабочее время, 25% специально берут отпуск, а среди женщин-экспертов 30% сдают «свои знания в аренду» в период декрета.
География и специализация
Большинство экспертов, работающих с большими компаниям, из Москвы, однако и региональные топы из крупных предприятий представляют большой интерес для заказчиков, порою за их услугами выстраивается очередь. Если говорит в цифрах, то 70% женщин-экспертов — представители Москвы, 10% — Санкт-Петербурга, 20% — других регионов России. Эксперты из регионов чаще всего работают в городах, где есть крупнейшие нефтяные, газодобывающие, а также металлургические компании (например, Сургут, Череповец, Екатеринбург).
Еще 5% экспертов-женщин — из-за границы, преимущественно, Великобритании и США. Как правило, такие эксперты консультируют по международным сделкам между инвесторами и стартапами или между крупными компаниями.
На крупных предприятиях и в бизнесе последние 10 лет перекраиваются форматы организации труда. Для того, чтобы соответствовать нужной скорости изменений, внутри компании создается отдельная гибкая команда, где происходит смена с иерархичной структуры к горизонтальной: то есть остается команда управленцев, или проджект-менеджеров, а узкие задачи передаются на аутсорс узкопрофильным специалистам или специально собранным под проект командам.
Наиболее распространенные направления, в которых освоились женщины-отраслевые эксперты для проектных задач и консалтинга: HR (30%), коммерция, маркетинг (30%), финансы, экономика (17%), производство — 10%, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — 13%. Касательно так называемых «неженских» сфер как металлургия, нефтегаз, производственный сектор, за 5 лет объем заявок от женщин в металлургии составил 15% от общего объема, при этом и рассмотрены положительны 15%: значит, количество женщин в металлургии соответствует запросу самих женщин на проекты в этой сфере. Заявки в нефтегазовой отрасли на женщин составили 30%, и ровно столько были выиграны женщинами. В основном, это были специалисты по HR, бухгалтерии, R&D.
Статистика по индустриям
промышленность — 30%
ретейл, FMCG — 20%
банки, финансовые компании — 20%
интернет, эл коммерция — 15 %
остальные — 15%
Также часто требуется специалисты в технологии производства (вовлечены 30% женщин). Среди основных задач в этой сфере: оценка перестройки производства для выпуска новой продукции, повышение качеств продукта за счет применения определенных технологий. В пандемию, например, были актуальны запросы по перенастройке текстильных предприятий на производство масок и других средств индивидуальной защиты, а также по переустройству цехов под производство санитайзеров. По данной экспертизе 100% запросов закрывали женщины.
Статистика по функциям
Коммерция, развитие, маркетинг — 30%
HR — 30%
Финансы, экономика — 17%
Технологии R&D — 7%
Логистика —3%
ИТ — 3%
Другое — 10%
Сколько зарабатывают эксперты
Разные исследования отмечают тенденцию, что мужчины по-прежнему в среднем зарабатывают больше. По статистике, в Москве разрыв в зарплате мужчин и женщин составлял 11%, а в целом по стране — 27%. На отраслевых экспертных платформах на Западе и в России стоимость эксперта формируется заказчиком или назначается самим экспертом после того, как его отобрал заказчик среди претендентов. Интересно, что женщины-эксперты при найме на одинаковые задачи назначают себе ставку ниже, чем эксперты-мужчины при прочих равных условиях. Также в России региональные эксперты, как правило, занижают ставку за проект на 20-30% в отличие от столичной, но по уровню компетенций не уступают. Ниже стандартной ставки указывают стоимость услуг и эксперты страше 50 лет.
Если говорить, не о проектной работе, а почасовой оплате, но услуги женщин-экспертов стоят на платформах так же, как и услуги мужчин. Час консультации в сфере PR, маркетинга, коммерции, HR, производства и банков, обычно стоит от 10 до 50 тыс. рублей. Такая короткая консультация обычно предполагает оценку и разбор текущего положения дел и стратегические рекомендации. От 25 до 100 тыс. в час и выше стоят консультации экспертов в области банковских инвестиций.
В ecommerce женщины обычно получают от 100 до 500 тыс. рублей за проект. Стандартные задачи по таким проектам: экспертный анализ маркетинговой стратегии и каналов привлечения, оценка конкурентной среды и потребителей, ключевые ценности при выборе товара или услуги, оценка качества услуг по основным игрокам, изменение модели дистрибуции для ускорения time-to-market, драйверы и стоп-факторы спроса, взаимодействие с государством, регулирование.
Пример самого дорогостоящего эксперта приходится на банковскую сферу. Так, почасовая консультация женщины экс-вице-президента по private banking по оценке тенденций разных финансовых продуктов была организована за 100 тыс рублей в час. Консультация длилась 5 часов.
Женские проекты из сферы производства касаются аналитики разных практик организационного проектирования. Для одного из кейсов на производстве по совпадению собралась женская экспертная команда. В проекте участвовали 22 женщины, которые анализировали практики организационного проектирования крупнейших промышленных компаний, отслеживали, как эти практики влияют на эффективность работы компании и на соотношение выручки и количество задействованного в производстве персонала. Суммарная стоимость проекта составила 4 млн рублей.
Хэдрентинг в декрете
Как правило, хэдрентинг предполагает временную работу, не требующий полного вовлечения как при работе в штате. Поэтому около 30% женщин-экспертов сдают свои скиллы в аренду, находясь в декрете и зарабатывают на этом. Один из самых прибыльных кейсов в декрете из нашей практики: эксперт из консалтинга в сфере операционной эффективности, реализует проекты в области повышения эффективности закупочной функции, то есть помогает компании экономить на затратах и делать их более прозрачными. Эксперт совместила два декрета с хэдрентингом. Заказчики: от крупнейшей авиакомпании до международного непродовольственного ретейлера. Эксперт такого высокого уровня из стратегического консалтинга для клиента стоит от 1 до 2 млн рублей в месяц, при этом эффекты, получаемые на проектах, окупают затраты и приносят экономических эффектов в 5-10 раз больше от затрат.
Как пандемия изменила запросы на рынке аренды экспертов
В первые месяцы пандемии, как уже упоминалось выше, были востребованы эксперты-технологи по перенастройке текстильных предприятий на производство масок и других СИЗ, а также по переустройству цехов под производство санитайзеров. Стоимость серии таких консультаций составляет в среднем среднем 300-400 тыс. рублей в месяц.
Также в три раза увеличился спрос на коммерческих директоров и аналитиков рынков. Актуальными стали вопросы как сократить издержки, как повысить выручку в период пандемии и после изоляции, а также исследования, как изменилась архитектура рынков, что нужно под нее менять: продукт или каналы продаж и каким образом. Другие актуальные запросы в пандемию: построение онлайн-продаж с нуля, перевод компании из оффлайна в онлайн в сжатые сроки после пандемии и как удержать оффлайн и онлайн после снятия режима изоляции. Стали актуальны эксперты которые могли бы поделиться стратегиями, которые приняли крупные игроки стран, где пандемия началась и закончилась ранее, чем в России. Кроме того, крупные производственные компании активизировались в поисках экспертов для оперативного проведения цифровизации и адаптации сотрудников к новым технологиям.