Трансгендерная женщина из Петербурга выиграла в суде 1,8 млн рублей у бывшего работодателя
Судебная тяжба длилась почти три года. В июле 2017 года печатница Анастасия Васильева, сменив ранее биологический пол, скорректировала пол и в документах, после чего была уволена из типографии работодателем. Поводом стал список «запрещенных профессий» — перечень специальностей, на которых женщины в России не могут работать.
Суд встал на сторону Васильевой, полностью отказав типографии в апелляционной жалобе. За дискриминацию работодатель обязан заплатить 1,8 млн рублей. Это первый прецедент в российской истории, когда трансгендерная женщина открыто отстояла в суде свои трудовые права. Кроме того, компания должна заплатить 10 тысяч рублей компенсации морального вреда.
Адвокаты смогли доказать, что истец способен выполнять работу и не имеет никаких противопоказаний для нее, поскольку запрет на профессию связан в первую очередь с охраной материнства.
«И пусть пока список профессий не отменен, пострадавшие от его применения трансгендерные женщины могут добиться защиты в национальных судах. Это решение придаст силы и уверенность трансгендерным людям в защите своих прав в России», — прокомментировал правовой советник ЛГБТ-группы «Выход» Макс Оленичев, который представлял женщину в суде.
«Многие женщины сталкиваются с тем, что они не могут что-то делать просто потому, что за них так решили. Решили, что раз они женщины, они должны рожать, щи варить, нянчить ребенка и больше ничего. Это гендерные стереотипы. Я воспринимаю свою ситуацию как рычаг, с помощью которого можно попробовать сократить этот перечень профессий или вообще отменить его», — ранее рассказывала Васильева в интервью «Медузе».
Руководитель практики трудового права МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Ксения Михайличенко прокомментировала решение суда специально для Forbes Woman:
Дело Анастасии имеет огромное значение для практики применения списка запрещенных профессий для женщин, который не отменен, но начнет с 2021 года действовать в новой ограниченной редакции. До этого кейса суды в аналогичных делах применяли список формально, то есть утверждали, что женщина в любом случае не может претендовать или занимать профессию, которая указана в списке, и это не является дискриминацией, так как это воля государства, направленная на защиту женского здоровья. Однако и ЕСПЧ, и Комитет по ликвидации дискриминации женщин ООН неоднократно указывали России, что такой подход не соответствует международным нормам и является дискриминационным. В деле Анастасии суд проанализировал может ли она выполнять работу печатницы и установил, что никаких противопоказаний для этого нет. На мой взгляд, список вообще должен быть отменен, но пока этого не произошло, подход, который применен судом в деле Анастасии — не формально применять список, а рассматривать влияние профессии на здоровье конкретного человека, уже является большим шагом вперед на пути борьбы с дискриминацией женщин.