Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Сидоренко посетила знаменитый Тебризский базар, побывала в иранской пекарне, любовалась на бирюзовые горы и гуляла по деревне, похожей на соты.
Дорожные развязки на иранских трассах такие же витиеватые, как восточные узоры — с причудливыми загибами и непредсказуемыми поворотами. Сложно разобраться в них и не перепутать съезды. Я хорошо ориентируюсь по картам и указателям, но все равно иногда путаюсь, сворачиваю не туда или пропускаю свой поворот. Приходится делать большие круги и возвращаться. Впереди Тегеран, столица Ирана.
В Тегеране у меня два важных дела. Первое — получить рекомендательное письмо в российском посольстве, без него я не могу обратиться за визой в Пакистан. Это одна из сложных виз для путешественника, ее не дают в консульствах третьих стран. Получить разрешение на визу в Тегеране — один шанс из тысячи. Второе — подать заявку на индийскую визу. В первом случае мне отказали, ссылаясь на опасность передвижения по стране и террористические угрозы. Пакистанская виза оказалась под вопросом, и как я буду продолжать путешествие, пока не понятно. Ответ на заявку в индийском визовом центре надо ждать 11 дней. За это время можно объехать полстраны, и я отправляюсь на север Ирана.
Утро в горах
Дорога идет мимо Дамаванда, самой высокой горы в Иране (5600 метров над уровнем моря). Это спящий вулкан, на его вершине есть кратер с озером. Так хотелось его разглядеть, но звезды не сошлись. Зато сошлись облака и пошел снег, закрыв обзор на все вокруг.
Спускаюсь по серпантинам к Каспийскому морю. Крыши деревенских домов окрашены в яркие цвета, на фоне серых скал они выглядят как игрушечные. Уже в сумерках случился затор, почти два часа мы не могли проехать ни одного метра вперед. Оказалось, что был камнепад, путь завалили огромные камни и специальные службы расчищали завал. Горная дорога всегда полна неожиданностей, даже если это отличная современная трасса.
Крыши деревенских домов окрашены в яркие цвета, на фоне серых скал они выглядят как игрушечные
На берегу Каспийского моря нас арестовали. Полицейская машина догнала мою Элантру, сравнялась, из окна появилась рука в форменной одежде и приказала пристать к обочине. Пока я перебирала в памяти, что я могла нарушить и где, один полицейский забрал документы, другой стал заглядывать в салон машины и махать руками. Вы откуда? Из России. Позвонил кому-то, передал мне телефон, в трубке сказали по-русски «здравствуйте». Очень приятно. В Иране запрещено возить собак в салоне автомобиля, и ее надо посадить в багажник. Открываю багажник, показываю содержимое: он забит битком. Полисмен покачал головой, и попросил спрятать Грету так, чтобы ее не было видно. Вот как можно спрятать штурмана под сиденье? Не понимаю.
На берегу Каспийского моря
Меня часто спрашивают, зачем я поехала в кругосветку с собакой. Грета не дрессированная и не знает даже простых команд. С ней бывает сложно и дорого проходить границы, надо запасаться сухим кормом, потому что не во всех странах есть магазины для животных. Нам редко разрешают останавливаться вместе в гостиницах, а в хостелы совсем не пускают. С ней надо гулять там, где нельзя или нет возможности. Ей подолгу приходится сидеть одной в машине, пока я разбираюсь с формальностями и организационными вопросами или работаю в каком-нибудь кафе с ноутбуком. Но без нее я не представляю себя. Она единственная, кто может всегда выслушать, поймет в любой ситуации, слижет слезы, чмокнет в нос, согреет в холодную ночь и просто помолчит рядом.
Я знала заранее, что в Иране большие ограничения на содержание собак и огромные штрафы за несоблюдение правил. В традиционной исламской культуре собака считается «нечистым» животным, с которым нельзя вступать в контакт. Но по факту я встретила здесь лояльность к моей попутчице. На границе, например, не спросили документы. У меня их и не было. Ветеринар, с которым я договорилась в турецком Эрзуруме, заболел в день нашего отъезда. В приграничном Догубаязите ветеринара вовсе не оказалось. И я поехала в Иран на свой страх и риск без ветеринарной справки. Первое время я прятала Грету — фиксировала поводок низко, чтобы она не высовывалась, и закрывала автомобильными шторками задние боковые стекла. Но что такое спрятать свободолюбивую собаку-путешественницу? Проще объяснить полиции, что это путешественница и охранница, и договориться позволить оставить собаку в салоне. Да и как только представители власти узнают, что мы из России, претензии превращаются в рекомендации: лучше так не делать. И мы перестали прятаться.
На иранских дорогах
Сами иранцы относятся к Грете дружелюбно. Скорее испытывают любопытство. Могут подойти к машине, уткнуться лбом в стекло и разглядывать собаку. Отвечает она по-разному, на кого-то лает, на кого-то равнодушно смотрит. Чаще лает. Но уже привыкла к пристальному вниманию. Ее угощают все, везде и в любых количествах. В ресторанах, на стоянках, придорожных кафе, в гостевых домах и даже на заправках. Отъелась так, что не смогла однажды выбраться из-под машины, где пряталась от солнца. Пришлось выручать ее с помощью домкрата.
Приехав в Иран, я искренне удивилась, что здесь есть собаки. И не только бродячие, коих великое множество, но и домашние. В одном из парков на прогулке я встретила парня с настоящим российским хаски. Это он подсказал мне, где можно купить собачий корм. Грета уже две недели сидела на кашах, и я даже не рассчитывала, что могу в Иране найти привычную для нее еду и лакомства. Оказалось, что в Тегеране много клиник для домашних животных с отличными магазинами и большим ассортиментом.
Дорога к горному озеру Валашт
Обратная дорога в Тегеран предстоит по знаменитой дороге Чалус, сквозь толщу горной цепи Альборз. Я делаю небольшой крюк в сторону, чтобы увидеть горное озеро Валашт на высоте 1000 метров от уровня моря. До него стоит добраться хотя бы ради извилистой дороги, которая ведет к этой тихой лазурной глади. Огромная палитра красок и постоянно меняющиеся ландшафты. Узкая дорога резко поворачивает от трассы и поднимается вверх, продолжается в хвойном лесу, проходит через несколько деревень с видами на снежные вершины и петляет параллельно ущелью. Валашт — пресное озеро, в нем водится много рыбы. И даже зимой здесь завораживающие пейзажи.
Озеро Валашт