Параллельные истории. Как фильм про Анну Франк объединяет холокост и современные проблемы миграции
Амстердам. Огромное, во всю стену многоэтажного здания, пестрое и разделенное на геометрические фигуры, как бы преломляющееся граффити с портретом маленькой девочки с ироничной улыбкой — один из самых ярких кадров этого фильма: разноцветные квадраты и треугольники — синие, зеленые, красные образуют лицо, которое знает весь мир.
Кажется, что если четыре версии этого изображения нанести на холст и поменять цвета квадратов, то получится вполне себе картина Энди Уорхола — «размноженный» человек — символ, имя которого так много обсуждается, что личность его уже сложно понять. Стоит лишь поменять цвет — и перед вами именно та Анна, которую вы себе вообразили.
Имя Анны Франк, ее история и дневник чрезвычайно известны и востребованы современным обществом. В одной только Москве, если вы захотите вспомнить историю этой девочки в деталях, можно посетить спектакль в театре Вахтангова или выставку в Еврейском музее (перечислять можно бесконечно). Из-за этого Анна начинает восприниматься как литературный персонаж, героиня своего собственного творения. Да, кто-то скажет — героиня массовой культуры, а кто-то — символ борьбы с геноцидом, объединяющий всех людей, от него пострадавших (не зря итальянские неонацисты осквернили именно фотографию Анны, чтобы провозгласить свои принципы).
Поэтому и говорить об Анне сложно (сложно и автору, которому нужно найти новую, неизбитую форму повествования, которая тронет сердца людей; сложно и зрителю, который, зная историю Анны Франк в деталях, открывает свое сердце для того, чтобы поговорить по-новому о боли и смерти). Тем интереснее выглядит попытка итальянских режиссеров и сценаристов фильма Сабины Федели и Анны Миготто вновь рассказать об этой маленькой и удивительной еврейской девочке.
Проводником в мир Анны, своеобразным Вергилием этого проекта, становится британская актриса русского происхождения, лауреат премии «Оскар» Хелен Миррен. Находясь в маленькой комнатке дома в Амстердаме, в задних комнатах которого пряталась семья Франк и писала свой дневник Анна, Миррен зачитывает самые важные строки из этого произведения.
Анна, которой очень хочется иметь друзей, решает общаться хотя бы с дневником, дает ему имя «Китти», и поверяет свои самые важные мысли — семейные проблемы, девичьи тайны, первая влюбленность чередуется здесь с мыслями глубокого, умного, взрослого человека и надеждой на то, что гуманизм и здравый смысл восторжествуют в сумасшествии мировой войны.
«Несмотря ни на что, я верю в доброту человеческой души, в то, что люди в сердце своем добры», — писала девочка, которая вместе со своей семьей была вынуждена несколько лет прятаться от фашистов и которая трагически погибла в концентрационном лагере в 15 лет.
Вместе с рассказом Анны о ее жизни и семье возникают «параллельные истории» — перед нами со всей трагичностью и болью выживших предстают ровесницы Анны, еврейки, жившие в Италии, во Франции, в Чехии и испытавшие ужасы Холокоста и концлагерей. Слушая истории этих женщин, мы на секунду можем представить, что Анна Франк выжила и готова рассказать о том, что с ней стало дальше, после того, как ее дневник оборвался 1 августа 1944 года.
В фильме показаны жизни этих женщин, Андры и Татьяны Буччи, Сары Лихтштейн-Монтар, Хельги Вайс, Арианны Сериньи и их родственников, рассказаны их истории, их страдания, их воспоминания, их судьбы, отразившиеся на мировосприятии детей и внуков, которые все еще переживают эту семейную травму — все вместе.
Внук одной из героинь сделал татуировку с цифрами — ее номер заключенной в лагере, а ее дочь, страдая от того, что не может заполнить собой ту пустоту, которая осталась после окончания войны, говорит: «Она так до конца и не вернулась из лагеря».
Рассказы эти настолько жуткие, страшные и бесчеловечные, что очень часто хочется закрыть глаза и остановить фильм, потому что слушать то, что говорят эти женщины, становится физически больно.
В фильме есть и третий пласт повествования: молодая современная девушка хочет больше узнать об Анне Франк и оставляет свои мысли и вопросы, посвященные ей, в твиттере.
Она начинает свой путь в концентрационном лагере Берген — Бельзен в Германии, у могилы Анны и ее сестры Марго, которая на самом деле и не могила, а просто памятный камень. Сестры, как и тысячи других детей и взрослых, захоронены в общей могиле на территории лагеря. Дальше героиня путешествует во Францию и Голландию, чтобы увидеть места, связанные с семьей Франк, и поговорить с людьми, которые также увлечены историей девочки. Финальной точкой и кульминацией пути девушки становится тайное убежище в Амстердаме, где скрывалась семья Франк. Квартира эта практически полностью пуста, и это символично.
По словам Роналда Леопольда, директора Дома Анны Франк, «если вы придете в музей Анны Франк, вы увидите пустой дом. Эта пустота — своеобразное зеркало. Глядя в это зеркало, мы понимаем: это сделали мы — люди, возможно, такие же, как мы».
Только комната Анны кажется жилой и отражающей характер своей хозяйки: с актрисами, которые вдохновляли эту молодую девушку, с портретом будущей королевы Великобритании Елизаветы, с рисунками — весь мир был на стенах комнаты Анны, которую этот мир отверг и заставил годами прятаться от людей.
Парадоксально, что символом холокоста, бесчеловечного уничтожения ни в чем не повинных людей, стала маленькая девочка, которая вела свой дневник, прячась от фашистов где-то в Голландии. Ребенок стал олицетворением явления, которого не должно быть никогда. И если Анна Франк продолжает вдохновлять людей на создание фильмов, книг, спектаклей — возможно, это показывает, что у человечества еще есть шанс, ведь пока мы помним жертв войн и геноцидов, у нас есть возможность противостоять этому в будущем.
Авторы и героини фильма делают еще один вывод: история Анны нужна сегодня, чтобы напомнить людям, что жертвы войны — всегда жертвы, они во все времена заслуживают понимания, помощи и человеческого тепла.
«Мы рассказываем нашу историю молодежи, дабы сохранить память о Холокосте. Но теперь мне кажется, что это мой долг, потому что слишком многие сегодня не принимают других — тех, кто стремиться к нам в поисках лучшей жизни, а в результате тонет в Средиземном море», — говорит Татьяна Буччи, превращая историю Холокоста в историю неприятия любого, кто так или иначе отличается от «нормы».