К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Тайный дар. На что были потрачены $320 млн пожертвований топ-менеджера Facebook

Фото Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images
Операционный директор Facebook Шерил Сэндберг, состояние которой Forbes оценивает в $1,6 млрд, является щедрым благотворителем. Но вот в чем дело: ее пожертвования не прозрачны

В течение 2019 года Шерил Сэндберг без лишнего шума передала в общей сложности $127 млн двум своим благотворительным организациям. «Мои пожертвования в этом году позволяют поддерживать и вдохновлять женщин по всему миру через LeanIn.Org, помогать людям, столкнувшимся с потерей, становиться сильнее через OptionB.Org и предоставлять финансовую поддержку и помощь ментора усердным студентам колледжей через Dave Goldberg Scholars Program, которая отдает дань уважения наследию моего супруга», — сообщила Сэндберг в официальном заявлении для Forbes.

Однако анализ публичных документов показывает, что большая часть ее пожертвований с 2015 года — $230 млн в форме акций Facebook — была передана в фонды донорского финансирования: эта спорная организационная форма эквивалентна пожертвованиям в черный ящик. Более того, до сих пор лишь малая доля ее пожертвований действительно была получена LeanIn и OptionB.

Организация LeanIn занимается поддержкой женщин и возникла после издания книги Сэндберг 2013 года «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству». LeanIn помогла создать 45 000 кругов в 172 странах по всему миру, которые дают женщинам пространство для обмена идеями и взаимной поддержки. Сэндберг основала OptionB в 2017 году после выхода ее второй книги «План Б. Как пережить несчастье, собраться с силами и начать жить снова», написанной после внезапной смерти ее супруга Дэйва Голдберга в возрасте 47 лет в 2015 году. OptionB, которая помогает людям становиться сильнее, тоже проводит группы поддержки и предлагает образовательные материалы и исследования для людей, столкнувшихся с личными трудностями и потерей.

 

С 2013 по 2017 год LeanIn и OptionB получили $12 млн от Сэндберг через The Sheryl Sandberg and Dave Goldberg Family Foundation. Это семейный операционный фонд, а это значит, что он существует, исключительно чтобы финансировать LeanIn и OptionB. Он не жертвует внешним благотворительным организациям.

Согласно данным налоговой декларации фонда 2017 года, наиболее актуальной из доступных, $3,3 млн были переданы LeanIn и $3,5 млн — OptionB. Кроме того, фонд потратил еще $1,2 млн на коммуникации и более $300 000 на гонорары Меган Руни, бывшего автора речей Хиллари Клинтон и Барака Обамы.

 

«Кажется, что внушительная часть полученного используется фактически на цели связей с общественностью, — говорит Алан Кантор, консультант в области работы некоммерческих организаций. — Стоит поставить вопрос, не сводится ли все это к работе над имиджем [Шерил]».

Бет Паркер, директор по коммуникациям фонда Сэндберг, говорит, что коммуникации — важная часть работы LeanIn, потому что его главная цель — образование. «LeanIn была основана, чтобы бороться с гендерными стереотипами, — объясняет Паркер. — Мы не оказываем прямую поддержку, как другие некоммерческие организации. Мы делаем акцент на коммуникациях, потому что просвещение — центральный элемент нашей миссии».

Тем не менее остается неясным, куда были потрачены остальные сотни миллионов долларов, пожертвованные Сэндберг. Согласно документам, поданным в Комиссию по ценным бумагам и биржам, с 2015 года Сэндберг передала $230 млн в форме акций Facebook фондам с донорским финансированием. Ее представитель утверждает, что за свою жизнь Сэндберг пожертвовала больше и что эта сумма «значительно больше», однако Forbes не удалось провести независимую проверку этого заявления. Тем не менее если LeanIn и OptionB было передано только $12 млн, то остается еще $218 млн, правду о которых мы можем никогда не узнать. Такая нехватка прозрачности в отношении конечной цели пожертвований — один из главных недостатков фондов с донорским финансированием (ФДФ).

 

«Деньги могут просто храниться там или использоваться для спорных проектов, связь с которыми [Шерил] не хотела бы афишировать», — говорит Кантор.

ФДФ подвергаются критике еще и из-за их крайне гибких требований. Нет правил, устанавливающих, когда и в каком объеме жертвователи могут передавать ФДФ активы. Но это все еще позволяет добродетелям получать крупные налоговые льготы за то, что считается даром благотворительному фонду. Сэндберг передавала акции Facebook ФДФ каждый ноябрь в последние четыре года из пяти.

«Представляете, что было бы, если бы все эти деньги были переданы организациям, которые действительно делают свою работу? — вопрошает Кантор. — Люди, которые руководят некоммерческими организациями, то есть люди, которые действительно кормят детей, предоставляют жилье семьям, проводят исследования, устраивают любительские театры, — они ненавидят фонды донорского финансирования. Потому что сейчас крупные жертвователи хватаются за ФДФ вместо того, чтобы давать им $10 000 или $100 000 в год».

Возможно, Сэндберг регулярно жертвует деньги из своего ФДФ, но с равной долей вероятности возможно и то, что она этого не делает. Паркер из фонда Сэндберг отказалась сообщить, сколько топ-менеджер Facebook ежегодно жертвует некоммерческим организациям из своего ФДФ. И в отсутствие более прозрачной отчетности от подобных благотворительных организаций общественность никогда не узнает, сколько и кому она пожертвовала.

Ситуация для топ-менеджера может скоро измениться. В конце 2018 года Сэндберг начала диверсифицировать свою стратегию благотворительности, когда объявила о создании Sandberg Goldberg Charitable Support Fund. Это фонд грантовой поддержки, то есть он должен ежегодно передавать финансовую отчетность властям и жертвовать 5% активов благотворительным организациям. С момента, когда Сэндберг объявила о создании фонда, прошло больше года, но у него все еще нет сайта. Более того, налоговая декларация с описанием грантов, выданных фондом, вероятно, будет доступна только в 2021 году.

 

По словам Паркер, новый фонд будет «далее способствовать благотворительной деятельности Шерил. Ее деятельность была сосредоточена на проектах, связанных с поддержкой женщин и гендерным равенством, образованием и снижением уровня бедности». В 2019 году Сэндберг передала в этот новый фонд $87 млн в форме денежных средств и ценных бумаг — дар, о котором стало известно, лишь когда Forbes задал вопрос о другом пожертвовании Сэндберг этого года, обнаруженном в публичных документах: перевод $41 млн в форме акций Facebook в адрес ФДФ.

В этом году сообщалось и о других пожертвованиях Сэндберг, помимо тех, что были сделаны в адрес LeanIn и OptionB, включая пожертвование в размере $1 млн организации Planned Parenthood на финансирование просветительской деятельности и обязательство выплатить $2,5 млн Anti-Defamation League в октябре на борьбу с ненавистью и предрассудками в США и Европе.

Только время покажет, как в конечном счете будут использованы эти деньги. Но хочется надеяться, что создание нового фонда, который существует не только для финансирования двух ее некоммерческих организаций, но и других благотворительных проектов, станет новой главой в благотворительной деятельности Сэндберг.

Перевод Натальи Балабанцевой

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+