Связи решают: рекомендации по нетворкингу от шести предпринимательниц
В последнее время прилагается все больше усилий к созданию равных условий для женщин-предпринимателей. Так, например, в прошлом году объем инвестиций в стартапы, среди основателей которых есть по крайней мере одна женщина, достиг отметки в $46 млрд, что более чем вдвое превышает объем инвестиций в такие компании в 2017 году. Согласно новому отчету PitchBook and All Raise, основатели именно таких стартапов, как правило, продают свои доли в компаниях в среднем на год раньше, чем другие предприниматели.
На сокращение гендерного неравенства в мире стартапов влияет не только увеличение числа женщин-инвесторов, занимающихся ведением переговоров по венчурным сделкам, но и более глубокое осознание того, что предпринимательницы могли бы внести большой вклад в общее дело, если бы им дали шанс. Расширение возможностей для налаживания контактов и менторские программы также оказались решающим фактором для предпринимательниц. Все это позволило им пробиться в пресловутый «мужской клуб».
В ноябре в мире отмечается День женского предпринимательства, цель которого — обратить внимание на лидеров среди женщин-предпринимателей и на решения, которые помогут ускорить темпы прогресса в этой области. В честь этого праздника американский Forbes попросил шесть предпринимательниц дать совет по построению связей для развития и взаимопомощи. Учитывая системные препятствия, с которыми сталкиваются предпринимательницы, все более важное значение приобретает вопрос о том, как эффективно налаживать и использовать социальные связи. Предпринимательницы подчеркивают, что один из ключей к успеху стартапа — это люди, с которыми общаются его основатели. Какие нетрадиционные стратегии нетворкинга они использовали, чтобы помочь своему бизнесу?
Искать возможности естественного построения деловых связей
«Я никогда не была поклонницей нетворкинга в прямом смысле этого слова. Нетворкинг — это напряженный и не вполне естественный процесс, который вызывает у многих психологический дискомфорт, особенно если речь идет об интровертах. Я считаю, что лучшие деловые связи можно наладить с помощью искренней беседы, а не мимолетного общения. Эта точка зрения оправдала себя, когда я приняла решение создать закрытый клуб для деловых женщин под названием Chief. Когда я общалась с представителями венчурных фондов, я поняла, что самая удачная стратегия заключается в следующем: я начала рассказывать о своей задумке потенциальным инвесторам, которые могли бы заинтересоваться нашим проектом, еще за несколько месяцев до того, как мы с моим деловым партнером действительно начали процесс поиска финансирования. Поскольку те встречи с потенциальными инвесторами носили чисто информационный характер, никто из нас не испытывал какого-либо давления. Даже если бы кто-то и согласился предоставить нам финансирование, мы были бы не готовы принять чек. Атмосфера была очень расслабленной, а инвесторы — искренне заинтересованы в том, чтобы познакомиться со мной как с человеком и основателем новой компании. Благодаря этим искренним разговорам мы не только подружились и стали деловыми партнерами, но и, в конечном счете, успешно провели раунд посевного финансирования, а также раунд финансирования серии А», — рассказывает основательница и CEO женского клуба Chief Кэролин Чайлдерс.
Рассылать письма по электронной почте
«Возможно, это прозвучит неожиданно, но перед запуском нашего интернет-магазина товаров для детей Maisonette я воспользовалась очень необычной стратегией. Я писала электронные письма основателям бизнеса и генеральным директорам различных компаний, например CEO известного производителя игрушек Mattel. В письме я просила дать совет по всевозможным вопросам, начиная с розничной торговли и электронной коммерции, заканчивая цифровым маркетингом и цифровой инженерией. Рассылать подобные письма, возможно, будет немного страшно, но вы удивитесь тому, какие люди вам ответят и насколько полезными могут быть их рекомендации или опыт по открытию и ведению бизнеса. На ваши письма, скорее всего, ответят только самые отзывчивые люди. Я испытывала только уважение и восхищение к руководителям и основателям компаний, которым я разослала письма. В итоге они поделились со мной бесценной информацией, которая очень помогла мне в первые дни после открытия Maisonette. Я продолжаю использовать их советы и по сей день», — отмечает основательница и генеральный директор интернет-магазина Maisonette Сильвана Уорд-Дарретт.
Искать ментора и не бояться показаться слабой
«Когда я говорю с кем-то, кем я действительно восхищаюсь и у кого я хочу учиться чему-то новому, я стараюсь дать этому человеку понять, что я не всегда знаю, что сказать, и иногда не имею представления о том, что я делаю. Так я пытаюсь показать, что у меня есть слабые стороны и что смирение мне не чуждо. На мероприятиях по нетворкингу никто не знает, с кем можно будет познакомиться или столкнуться. По мере того, как вы все больше знакомитесь друг с другом, вы можете понять, что человек, с которым вы сейчас говорите, может стать вашим потенциальным ментором. Однако на таких мероприятиях люди часто важничают и притворяются теми, кем они не являются. Они считают, что им нужно сделать вид, будто они все знают и умеют. Я не боялась показаться слабой и получила невероятных менторов, а также советников для моей компании. Они, в свою очередь, порекомендовали знакомым инвесторам обратить внимание на наш бренд, поскольку они верили в меня, в мое видение и мои способности. Я уверена в том, что простая просьба о помощи может привести к чему-то невероятному. Ведь никогда не знаешь, кто решит тебя поддержать», — подчеркивает основательница и генеральный директор бренда спортивной одежды и экипировки Society Nine Линн Ле.
Ждать и демонстрировать терпение
«По своему опыту я могу сказать, что секрет успеха при налаживании деловых связей — это медленная и искренняя работа над построением отношений. В мире бизнеса нас учат быть прямыми и агрессивными, но вся суть нетворкинга заключается в том, чтобы встречаться с людьми, чьи интересы, навыки или связи действительно соответствуют вашим долгосрочным целям, то есть с людьми, с которыми вы можете построить взаимовыгодные отношения. Иногда, чтобы понять это, нужно время и терпение. Для этого также необходимо поддерживать отношения после первой встречи. К счастью, если вы встретите умных и целеустремленных людей, они, скорее всего, будут вам достаточно интересны, чтобы вы могли построить с ними настоящие деловые отношения. Однажды я, к примеру, узнала, что девушка, с которой я познакомилась на мероприятии по нетворкингу, готовится пробежать марафон. В то время у нас не было взаимовыгодных деловых отношений, мы не были партнерами и не обменивались знаниями, но я поддерживала с ней связь и продолжала спрашивать ее о марафоне. Мне было действительно интересно, а сам марафон стал нашей общей темой для разговоров, поэтому я не прилагала никаких усилий, чтобы и далее поддерживать общение. Сейчас с того момента прошло девять месяцев. Та девушка готовится открыть свою собственную компанию, и теперь нас связывает еще и общий карьерный путь. Это общение было легким, приятным и плодотворным!», — рассказывает основательница и вице-президент отдела программирования информационно-аналитического портала Stacker Мелани Холохан.
Полагаться на клиентов
«Вовлечение нашего клиентского сообщества на ранних этапах разработки продукта оказалось чрезвычайно полезным для нас. Благодаря этому подходу поклонники нашего бренда получают возможность протестировать новые продукты раньше всех остальных. В то же время мы рассчитываем на их обратную связь, что в долгосрочной перспективе увеличивает ценность такого сотрудничества. Это идеальные взаимоотношения, благодаря которым у нас появилась целая «армия» больших поклонников бренда. Речь идет о действительно взаимовыгодном партнерстве с нашими клиентами!» – считает основательница и генеральный директор производителя средств по уходу за волосами OUAI Haircare Джен Аткин.
Использовать социальные сети
«Мы открыли пекарню Dana's Bakery восемь лет назад. Тогда еще никто толком не слышал о модели D2C (с англ. — Direct to Consumer), и мы были одной из первых онлайн-пекарен в истории. Мы размещали фотографии нашей продукции в социальных сетях вроде Instagram и Facebook. Неожиданно мы привлекли внимание клиентов со всей страны и столкнулись с крупной логистической проблемой. В итоге небольшая онлайн-пекарня быстро превратилась в службу доставки, работающую по всей стране. Мы используем Instagram и Facebook для прямого общения с нашими клиентами по всевозможным вопросам: от обслуживания и до обратной связи», — рассказывает основательница и генеральный директор пекарни Dana’s Bakery Дана Поллак.
Перевод Полины Шеноевой