К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Университетские годы принято считать лучшими и самыми счастливыми. Однако частенько новоиспеченные студенты не справляются с нагрузкой, впадают в депрессию и хотят поскорее выйти на работу своей мечты

Спросите старшеклассника, чего он хотел бы сейчас больше всего? Вариантов услышите много, но среди популярных ответов обязательно будет скорее выпуститься из надоевшей и скучной школы, сдать ЕГЭ и поступить в престижный университет, в котором ждет прекрасная студенческая жизнь. Задайте этот же вопрос студенту, и он вам расскажет, как в вузе ограничивают его свободу, какие приходится посещать бесполезные и неинтересные лекции. В представлениях и школьника, и студента период учебы — время максимальной несвободы. Там, за пределами учебных заведений, по мнению ребят, их ждет работа мечты с высокой заработной платой, свободным графиком и красивым офисом.

Ожидания от университета бывают настолько высокими, что разочарование преследует недавних абитуриентов буквально с первых дней занятий. Когда мы спрашиваем, что пошло не так, ответы получаем довольно размытые. В целом у молодых людей есть представление о том, что высшее образование необходимо, но отсутствует понимание, что конкретно, кроме заветной «корочки», они могут от него получить. Нельзя сказать, что претензии студентов всегда безосновательны, ведь зачастую они относятся непосредственно к образовательному процессу, и задача преподавателей и ректората — к ним прислушиваться.

Есть вещи, которым университет действительно не научит

В вузе, скорее всего, не донесут идею, что всегда можно сменить сферу деятельности. Большинство выпускников приходят с уверенностью, что, определившись с образовательной программой, они навсегда выбрали себе и профессию. «Я всю жизнь буду работать политологом, только не это», — говорит студент-первокурсник и задумывается, а не бросить ли ему университет, пока не поздно. К сожалению, вузы не работают с этой установкой и не объясняют своим студентам, что даже если не уверены с выбором — отчаиваться не стоит. Современный рынок труда таков, что в жизни им придется освоить разные навыки, которые не будут напрямую относиться к их образовательной программе. Университет не ограничивает поле будущей деятельности одной сферой, он дает инструмент для освоения других дисциплин.

 

Не хватает свободы — свободы в создании индивидуального учебного плана студентами на старших курсах. Сейчас существует много программ, которые готовят специалистов узкого профиля, однако на реальном рынке труда чем большим количеством компетенций ты обладаешь, тем более конкурентоспособен. Возможность посещения дисциплин других факультетов расширяет кругозор студентов и позволяет посмотреть на мир через другую оптику. Например, учащиеся образовательной программы «Юриспруденция» могут изучать биоинформатику, нейросетевые технологии, гендерные исследования, интеллектуальный анализ данных.

Студентам также важно понимать и то, что за стенами университета тоже существует жизнь и она может отличаться от той, к которой ты привык. Общество очень неоднородно. Но на парах этому не учат. Вуз — это все-таки довольно закрытое пространство, даже если речь идет о самых крупных российских учебных заведениях. В течение четырех-шести лет человек находится в «университетской среде»: ходит на лекции, семинары, живет в общежитии, общается с профессорами, однокурсниками, посещает развлекательные мероприятия. Формируется свое сообщество, а значит, и традиции, шутки, понятные только ему: в Бауманке выпускники катаются в тазиках, а студенты Вышки носят на общеуниверситетские праздники картонного Валерия Меладзе. Студенты редко сталкиваются с другим, отличным от университетской среды, пространством. У них появляется ощущение, что везде так: все люди разделяют их ценности, думают определенным образом, работают по одним правилам, то есть студенты попадают в своеобразный filter bubble. Но встреча с другим миром очень важна для расширения кругозора молодых людей, меняет их мировоззрение. К сожалению, зачастую эта встреча происходит уже после получения бакалаврской степени.

 

В университете студенту не объяснят, что оценки не так важны, как полученные знания и навыки. За последние годы мы стали все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда на первой лекции или семинаре по дисциплине студенты в первую очередь интересуются формальными правилами, которые позволят получить им наивысший балл, даже если преподаватель не предъявляет жестких требований и критериев оценки. На первых курсах бакалавриата до них очень сложно донести мысль о том, что через год они вряд ли вспомнят о том, какую оценку получили по той или иной дисциплине. Осознание важности самих знаний, а не баллов, к большинству студентов приходит уже после выпуска или в начале карьерного пути на старших курсах.

Оценочная система зачастую приводит к смежной проблеме — университет не научит студента грамотно планировать свое время и расставлять приоритеты. Помню, как студенты эмоционально делились с нами своим опытом обучения на курсе по истории и сдачи сложного экзамена, по которому половина курса получила двойки. Когда мы приехали к ним в общежитие, они рассказали, что очень долго и мучительно готовились к экзамену по этому предмету. Когда мы спросили, сколько же времени заняла подготовка, услышали: «Целую ночь!» Как правило, понимание, что гораздо эффективнее учиться поэтапно в течение модуля или семестра, приходит уже после окончания университета. Показательно, что самый большой процент отчислений случается как раз на первом курсе, потому что вдруг становится  понятно, что ты не супергерой и зря расслабился.

И здесь мы сталкиваемся с тем, что в университетах отсутствует психологическая поддержка для студентов. Эта проблема наиболее остро стала проявлять себя в последние годы. Старшие классы, сдача ЕГЭ, поступление в вуз — стрессовый период в жизни выпускников. На первых курсах они попадают в другую среду, которая функционирует по правилам, отличным от школьных. Для многих студентов поступление означает переезд в другой город, разлуку с семьей, смену круга общения, проживание в общежитии и бытовые трудности. Ко мне часто приходят студенты с жалобами на то, что они не справляются с серьезной учебной нагрузкой психологически, у многих начинается депрессии и другие ментальные расстройства. В НИУ ВШЭ, МФТИ, МИФИ и в ряде других российских университетов есть центры психологической помощи, которые помогают студентам в сложных жизненных ситуациях, но проблема у всех нас одна — ресурсов центров не хватает, поэтому иногда студентам приходится ждать своей очереди очень долго. Современная молодежь, в отличие от предыдущих поколений, готова открыто обсуждать эти проблемы, они сами признают, что им нужна помощь. Российские университеты должны развивать это направление и дать студентам возможность заботиться о своем психическом здоровье, ведь частные центры недоступны им из-за ценовой политики.

 

Проблемы очень часто возникают у студентов не только из-за нагрузки, но и из-за непонимания, как функционирует университет. Решая эту проблему, многие вузы перенимают опыт западных коллег, которые формируют институт наставничества.

В университете вы не найдете отдельных предметов по тому, как планировать время или расставлять приоритеты, никто не будет расширять ваш кругозор, как правило, не преподают дисциплины по командообразованию или soft skills, которые в современном мире не менее важны, чем hard skills. Не существует в вузе так называемого классного часа, на котором расскажут, какие возможности есть в выбранном вами учебном заведении. Эту информацию нужно добывать самостоятельно, поэтому главное, что должен уметь новоиспеченный студент, — искать, узнавать, интересоваться, критически мыслить, проверять факты и быть открытым к новому опыту, делать работу над своими ошибками. Да, университет не является местом, где «все включено», как бы этого ни хотелось. Многие возможности существуют, но информация о них не находится на поверхности: как минимум нужно зайти на сайт или пообщаться со студентами старших курсов, преподавателями. Я бы порекомендовала абитуриентам и первокурсникам самостоятельно изучать потенциал университета, причем оценивать не только образовательные программы и уровень преподавания, но и те возможности, которые помогут получить от вуза, на мой взгляд, самое главное — социальные связи, обрести круг друзей и знакомых, сформировать окружение, которое поможет в дальнейшем найти ту самую работу мечты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+