Как Риз Уизерспун, Марго Робби и Шарлиз Терон вошли в список Forbes благодаря феминизму
Дженнифер Гарнер была настроена серьезно, когда выступала на Женском саммите Forbes в этом году. Очки в толстой оправе и черно-белый клетчатый брючный костюм. Ее рукава были пышными, а улыбка, как всегда, широкой, но все остальное — легкий макияж, маленький черный блокнот — больше подходило для зала заседаний, чем для съемочной площадки.
И это отличный образ для бывшей звезды телесериала начала 2000-х годов «Шпионка», который принес ей четыре номинации на премию «Эмми» и награду «Золотой глобус».
«Никто не скажет: «Я просто ищу 47-летнюю маму, которая хочет сниматься в Лос-Анджелесе и делать что-то для женщин». Если это не Риз Уизерспун, такого не произойдет, так что вам придется постараться самой», — сказала Гарнер, которая также сыграла главные роли в голливудских фильмах «Электра» и «Из 13 в 30». Для Гарнер и других заслуженных актрис отрасли это означает, что прошли дни, когда они просто играли роль. Взять бразды правления в шоу-бизнесе — самый верный способ создать новые возможности в отрасли, которая, как известно, отдает предпочтение мужчинам. Именно поэтому она играет главную роль и занимает пост продюсера в сериале «Горжусь тем, что имела таких друзей» (My Glory Was I Had Such Friends), новый сериал по мемуарам Эми Сильверстайн.
Мемуары о дружбе между женщинами среднего возраста — не та история, которой заинтересуются традиционные киностудии в поиске больших прибылей, однако Гарнер разглядела потенциал. Она хотела ее экранизировать — и не задешево, — поэтому, как она говорит, «нам пришлось поработать самим». Объединившись с Дж. Дж. Абрамсом из Bad Robot, Гарнер предложила сериал традиционным сервисам-кандидатам, развязав ценовую войну, в которой победила Apple. В результате шоу выйдет на AppleTV+, одном из новых стриминговых сервисов от IT-компаний, которые приходят в Голливуд и меняют подход к покупке и продаже контента.
Где ирония? Уизерспун тоже все пришлось делать самой. В этом году она стала третьей самой высокооплачиваемой актрисой в мире, заработав $35 млн с 1 июня 2018 года по 1 июня 2019 года. Как и более чем половина женщин из рейтинга этого года, она начала выпускать собственные проекты, в том числе «Большую маленькую ложь», которую она продюсировала вместе с Николь Кидман, №4 в рейтинге. №9, Шарлиз Терон, стала продюсером «Той еще парочки», благодаря чему заработала почти половину своего дохода в $23 млн. Переход к продюсированию приводит к появлению большего числа историй о женщинах, написанных женщинами, и — все чаще — к более равному распределению доходов.
«Давно пора, — говорит Стив Моско, генеральный директор Village Roadshow Entertainment Group USA, компании, которая выпускает фильмы и телепередачи. — Никто не задавал вопросов, когда актеры, имевшие представление о бизнесе, начали управлять своей карьерой или хотели рассказывать свои истории».
Взять Сильвестра Сталлоне и франшизу «Рокки». Он начал с того, что написал сценарий и сыграл главную роль в оригинальном фильме 1976 года. Во втором фильме 1979 года он был еще и режиссером, а к моменту съемок сиквела 2015 года «Крид: Наследие Рокки» присоединился к команде продюсеров. Дуэйн Джонсон, самый высокооплачиваемый актер этого года, в 2013 году основал киностудию Seven Bucks Productions. Теперь он может влиять на все: от сериала «Футболисты» до блокбастеров вроде «Джуманджи: Зов джунглей».
Десять самых высокооплачиваемых актрис мира в общей сложности заработали около $315 млн с 1 июня 2018 года по 1 июня 2019 года до вычета гонораров агентов и налогов. Это на 69% больше, чем в прошлом году, но все еще намного меньше, чем $600 млн, заработанные десятью ведущими актерами. Если эти актрисы с предпринимательской жилкой добьются своего, неравенство скоро исчезнет.
В мире, где боевики, в которых мужчины играют супергероев или людей со сверхспособностями, часто получают самые крупные бюджеты, актрисы не так часто могут рассчитывать на высокие гонорары. По данным отчета 2018 года Школы коммуникаций и журналистики Анненберга при Университете Южной Калифорнии, в котором были проанализированы 1100 популярных фильмов, вышедших в прокат с 2007 по 2017 год, всего 30,6% персонажей, имевших реплики, были женщинами. Когда дело касается высокобюджетных боевиков, этот показатель снижается до 23,2%. Для темнокожих женщин результаты еще хуже: из 100 самых успешных фильмов 2017 года всего в четырех фильмах главные героини были темнокожими женщинами — а значит, темнокожим актрисам в Голливуде намного сложнее укреплять свои позиции и много зарабатывать.
Взять, например, киновселенную Marvel, которая с 2008 года принесла более $22 млрд. Шесть кинозвезд «Мстители: Финал» — фильма, сценаристами и режиссерами которого были мужчины, — вошли в рейтинг самых высокооплачиваемых знаменитостей этого года, однако, что отражает гендерный дисбаланс среди Мстителей, пять из них были мужчинами и лишь одна, Скарлетт Йоханссон, женщиной.
Йоханссон, самая высокооплачиваемая актриса мира, за прошлый год заработала $56 млн почти исключительно благодаря роли Черной Вдовы. Она стала единственной женщиной в «Финале», которая смогла потребовать восьмизначный гонорар, около $14 млн, и примерно 5% от прибыли (при валовых сборах в $2,8 млрд общая сумма составляет около $35 млн). Это одна из самых выгодных сделок в Голливуде для любой актрисы — или актера, если на то пошло — но на сегодняшнем рынке кинематографических талантов, где ярчайшие звезды получают огромные гонорары исключительно за участие в съемках, она выглядит скромно. Сообщается, что на пике своей карьеры Джулия Робертс могла рассчитывать на ушедшие в прошлое сделки «20-20», когда исполнитель получает $20 млн сразу и 20% от валовой выручки ($100 млн от блокбастера, собравшего $500 млн в прокате), за фильмы вроде «Эрин Брокович» 2000 года.
Это, несомненно, шаг вперед. Но для подлинного равенства измениться должен не только Голливуд. Потребуются и перемены в культуре. Фильмы, посвященные женщинам, должны стать настолько же популярными, как и боевики, иначе женщинам придется играть их неуязвимых героинь с суперспособностями.
Женщины вроде Уизерспун, Кидман, Терон, Дженнифер Энистон, Марго Робби, Элизабет Мосс и Эллен Помпео — все они в числе самых высокооплачиваемых актрис и работают над исправлением этой ситуации. Как продюсеры они могут повлиять на то, чтобы в фильмах чаще рассказывались истории женщин, а актрисам платили столько же, сколько актерам. Кроме того, как исполнительные продюсеры, они могут немного больше заработать сами.
«Мы планируем коммуницировать с женщинами там, где они живут, через их ноутбуки или мобильные телефоны», — рассказала Уизерспун Forbes о своей киностудии Hello Sunshine.
Взять, например, «Большую маленькую ложь», где Уизерспун и Кидман стали продюсерами и играют главные роли. Уизерспун прочитала одноименный роман Лианы Мориарти и поняла, что хочет его экранизировать, во многом из-за динамичных женских персонажей. (Ранее Уизерспун успешно приобрела права на экранизацию и продюсировала фильмы «Исчезнувшая» и «Дикая»).
«Нам нужно видеть подобное, потому что мы, люди, учимся через искусство, и что делать, если вы никогда не видите отражения ваших переживаний? Мне кажется, что я постоянно наблюдаю, как необычайно талантливые женщины играют неблагодарные роли жен и подруг. С меня хватит, — сказал Уизерспун во время пресс-тура Ассоциации телевизионных критиков 2017 года. — Я подумала, что это уникальная возможность собрать в одном произведении столько невероятных ролей для женщин».
Большее число ролей для женщин означает, что больше актрис будут зарабатывать внушительные гонорары. Уизерспун и Кидман заработали больше всех среди актерского состава «Большой маленькой лжи», причем во втором сезоне сериала каждая из них получала по $1 млн за серию.
Уизерспун подписала похожий контракт с «Утренним шоу», новым сериалом, который тоже должен выйти на Apple TV+. В этот раз она объединилась с Энистон, которая за прошлый год заработала $28 млн, для продюсирования и съемок в сериале. Гонорар составил $1,2 млн за каждый из десяти эпизодов — и это одна из причин, почему сериал, как сообщается, обойдется дороже, чем рекордные $15 млн за один эпизод «Игры престолов».
«Для женщин это способ сократить гендерный разрыв в оплате — продюсировать и создавать собственные проекты, — говорит один агент по талантам, который представляет некоторых актрис мирового уровня. — Они совместно работают над тем, чтобы всех объединить. А когда можно указать, что программа не существовала бы без участия вашего клиента, вы можете требовать большего».
Расцвет актрис как исполнительных продюсеров был бы невозможен без появления стриминговых сервисов, как Netflix и Amazon, так и Hulu и Disney+, созданных более традиционными киностудиями. Новые сервисы меняют отрасль и одновременно тратят миллиарды на производство контента.
«Есть великие истории, которые можно рассказать с женской точки зрения, и потрясающие женщины, которые могут рассказать эти истории. Теперь для этого появляются новые возможности», — говорит Стив Моско.
Кроме того, актрисы начинаются заниматься продюсированием собственных фильмов, что обеспечивает им долю прибыли. Робби, которая заработала $23,5 млн за последний год, стала продюсером фильма «Хищные птицы (и невероятное освобождение некой Харли Квинн)», что увеличило ее гонорар до $10 млн. Терон недавно снималась в фильме «Та еще парочка» и продюсировала его; как сообщается, из бюджета в $40 млн ей досталось около $9 млн.
«Я полностью поддерживаю женщин, которые осознают себя, свою значимость и ценность и заявляют о себе», — рассказала Терон Forbes.
По-видимому, с этой идеей в эпоху после #TimesUp согласны многие голливудские актрисы, которые хотят играть ведущие роли как на экране, так и в сделках за кулисами. И действительно, многие из заметных лидеров и участниц движения #TimesUp, в том числе Уизерспун, Америка Феррара и Керри Вашингтон, стали продюсерами.
Еще один повод для оптимизма? На протяжении многих лет Paramount оставалась единственной крупной студией с женщиной у руля — Шэрри Лансинг — легендой Голливуда, которая занимала пост председателя правления с 1992 по 2005 год, но сейчас все больше могущественных голливудских корпораций задействуют женщин в управлении. В прошлом году Дженнифер Салк стала главой Amazon Studios, в июне Энн Сарнофф была назначена генеральным директором Warner Bros., а после завершения слияния Viacom и CBS Шари Редстоун получила больше влияния, чем кто-либо в индустрии. И чем больше женщин руководят съемками, тем больше возможностей открывается для актрис — и их финансов.
Перевод Натальи Балабанцевой