К фильмам, поставленным по интимным дневникам мужчин, выдающихся и не очень, мы все давно уже привыкли, а вот любовные похождения женщины с представительницами своего пола, да еще в 19 веке, — история достойная повестки третьей волны феминизма.
Переодевшаяся в мужской костюм Анна Листер не вдохновляется чувством гражданского долга или врожденным героизмом, как девица-корнет из «Гусарской баллады». Сам по себе прием переодевания в мужчину — условный ритуал, приводящий к автоматическому обретению дополнительных прав и свобод в обществе, прием довольно традиционен для европейской культуры, что отражает незавидное положение дел в женском вопросе. Первая лесбиянка своего времени в интимных дневниках, насчитывающих более 4 млн слов, осмысляет свою гендерную и сексуальную идентичность, отношения с женщинами, свое поведение, называя себя «джентльменом», поскольку ее манеры слишком мягкие для мужчины и похожи скорее на сдержанного представителя благородных кровей.
Действие сериала происходит в 1832 году в Йоркшире, куда состоятельная землевладелица Листер отправляется, чтобы восстановить доставшееся ей по наследству имение, не пренебрегая при этом активной сексуальной жизнью с прекрасным полом. И самое удивительное открытие (безусловная находка создателей «Джентльмена»), которое ждет внимательного зрителя, заключается в том, что сериал и его проблематика спустя 200 лет после описанного исторического отрезка звучат абсолютно актуально.
Вторая несомненная удача — образ главной героини, которая кажется очень настоящей и в своих достоинствах, и в недостатках. Благодаря обаянию актрисы (Сюранн Джонс) и искрометному циничному юмору Анну Листер было легко сделать любимицей зрителя, идеальной жертвой обстоятельств и времени, «притягательным отрицательным героем». Но авторы сценария не пошли по очевидному пути, а показали, как болезненно и сложно в одном человеке смешиваются и путаются лучшие и худшие черты, которые гендерные стереотипы обычно приписывают мужчинам и женщинам.