К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Заслуженный работник. Как женщине строить карьеру после 45  

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Женщина в современном мире живет в тревожном понимании, что до определенного возраста она должна «все успеть». Например, получить хорошее образование и стать экспертом в своей области важно лет до 45 — ведь «потом будет поздно»

Следуя стереотипу, к 50-55 годам женщина уже редко имеет большие карьерные амбиции и считается менее востребованным специалистом на рынке труда. Почему работодатели отдают предпочтение более молодым кандидатам? Можно предположить, что с возрастом мозг человека работает хуже, и ученые говорят о том, что, действительно, с годами у любого человека  снижаются показатели важных когнитивных функций — вот только происходит это ближе к возрасту 60-70 лет. Стало быть, основная причина эйджизма — в неправильных установках. Поэтому задача женщины номер один: убедиться, что вы востребованы на рынке труда, а карьерные перспективы зависят от различных факторов, однако не возраста.

Бизнесвумен и владелец винодельни Lail Vineyards (вино премиум-класса и совершенный дизайн винной этикетки) Робин Лейл в свои 79 говорит о том, что секрет ее успеха — в простой идеологии: «Если вы верите в свою способность вдохновлять, творить чудеса и помогать людям смотреть на вещи по-новому — вы практически неукротимы».

Вы уже профессионал

Женщина к 45 годам в среднем имеет 20-летний опыт работы, который при прогрессивном развитии карьеры выливается в два сценария: она хороший специалист или хороший руководитель.

 

Основной козырь в руках женщины-специалиста — мастерство в выстраивании определенных процессов. Есть масса профессий, где некоторые навыки, которые приходят только со временем, ценятся больше, чем энтузиазм и амбициозность молодых. Это касается бухгалтерии, работы с персоналом, технологии производства, закупок и многих других сфер — профессий, в которых важно неторопливо и досконально изучить свои обязанности и научиться их безукоризненно исполнять.

Недавно один из наших клиентов искал специалиста на позицию главного технолога в зарубежную алкогольную компанию. Просмотрев более двадцати кандидатов, заказчики сделали предложение 67-летней женщину, которая не только приняла его, но и решилась на переезд в соседнее государство.

 

Опыт моего общения с HR-директорами показывает, что для позиций в сфере административного персонала основные требования — навыки коммуникации с разными аудиториями и умение кропотливо трудиться. Поэтому на этом рынке женщины старшего возраста имеют большие перспективы.

Более трети российских компаний сегодня готовы нанимать сотрудников старшего возраста — просто потому, что такие специалисты выходят дешевле и их не нужно обучать: человек с необходимым набором навыков способен почти сразу показывать высокий результат.

Женщина-руководитель к определенному возрасту не только достигла определенного уровня экспертности в своей сфере, но также имеет опыт управления. При этом ее неочевидное преимущество перед молодыми конкурентами на рынке труда в том, что она имеет более ясное понимание о процессах развития, происходящих в ее сфере, — поскольку имела возможность быть живым участником этих процессов.

 

Дебера Джонсон, 63 года, в конце 1960-х была активным участником экологических, гражданских и женских правозащитных движений  — сегодня она основатель и исполнительный директор Brooklyn Fashion + Design Accelerator в Институте Пратта. В своем деле Дебера много говорит о важности экологического следа, который оставляют после себя сфера моды и дизайна, и о том, как важно смотреть на изменения в перспективе времени: «С высоты своего опыта я вижу, какие вызовы стоят перед современным поколением. В швейной промышленности наконец-то начали устранять те серьезные последствия, которые индустрия моды причиняет планете. И мне очень интересно быть наставником инициаторов этих изменений».

Почему тогда не берут

Самая очевидная причина, почему женщина имеет проблемы с трудоустройством, — она не демонстрирует нужные для компании профессиональные качества. Если опыт женщины полностью соответствует открытой вакансии, примут ли ее на работу, зависит от того, как она ведет себя на собеседовании и насколько успешно раскрывает свои навыки во время испытательного срока. И возраст в этом случае роли не играет.

А вот вторая причина связана с цифрами в паспорте: бывает так, что набор сотрудников в компании ведут 24-летние девушки-рекрутеры, которые откладывают резюме 40-50-летних кандидатов просто потому, что считают людей этого возраста пенсионерами. Стоит ли говорить, что вы здесь ни при чем — а ситуация лишь пример непрофессионализма рекрутера.

Третья причина отказа — компании нужен специалист, который обучится всем процессам как можно скорее. В этом случае рекрутер неосознанно следует стереотипу, что в старшем возрасте человек хуже воспринимает все новое и вообще устал. Поэтому, выбирая между двумя на первый взгляд равноценными кандидатами, работодатель предпочитает взять человека моложе и мобильнее — вместо того, чтобы получше протестировать каждого из них.

Что делать, чтобы быть востребованным после 45

Для многих женщин возраст 45-50 лет — это психологическая граница. Для того чтобы этот рубеж не сказался в негативном ключе на профессиональном развитии, важно научиться позиционировать себя на рынке труда. Как делать это правильно?

 

— Претендовать только на то, что ты знаешь и умеешь, и не занижать планку

В ситуации, когда человек с опытом управления большой структурой вдруг начинает претендовать на позицию специалиста, как правило, ему отказывают. Основная причина — подозрение со стороны работодателя, что сотрудник, который долго руководил, психологически не адаптируется к работе на уровень ниже. Поэтому трезво оценивайте свои навыки и не соглашайтесь на меньшее.

— Эффективно использовать сеть контактов

Сегодня внутренний PR во многих компаниях устроен так, что к рекомендациям текущих сотрудников прислушиваются. Поэтому есть смысл использовать вашу сеть знакомств — запросить рекомендации на предыдущем месте работы или найти людей, которые работают в компаний, куда вы хотите устроиться.

 

— Качественно отредактировать резюме

Не делайте резюме слишком длинным. Логично, что за 45 лет каждый проходит долгий профессиональный путь, но читать резюме на пять страниц трудно, и из него сложно вынести суть. Оптимально — формат одной страницы. Не скрывайте в резюме возраст. Его несложно вычислить по датам работы и обучения в университете, но необходимость вычислять немало раздражает тех, кто оценивает и отбирает резюме. Прикладывайте качественное фото соответствующего формата (не на паспорт, формальное, но не нарочито «вычищенное»: прямой взгляд, умеренная улыбка, умеренный макияж, деловая прическа).

Ваша ключевая задача при устройстве на работу — показать себя как специалиста, заинтересованного в профессиональном развитии. А это значит, вы должны быть в курсе последних изменений в своей сфере деятельности, быть гибкой, многозадачной, мыслить на перспективу, быть активной и открытой всему новому.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+