Один из главных вызовов, стоящих перед IT-отраслью сегодня, — кадровый. Директора в технологических компаниях могут иметь самые продвинутые компетенции и блестящие идеи по развитию бизнеса, но без опоры на грамотных сотрудников все планы по модернизации останутся на бумаге. Уже в 2016 году на 500 000 вакансий в IT-сфере в США приходилось только 50 000 выпускников с подходящим профилем образования и уровнем квалификации. Что делать?
У IT-отрасли остается не так много путей решения проблемы — трудовая миграция и программы переквалификации. Но есть и другой вариант. Большое окно возможностей открывается при привлечении дополнительных ресурсов — женской «армии».
Запрос бизнеса на более активное участие «дополнительных ресурсов» вполне реален и объясним. Согласно исследованию Morgan Stanley, за последние 6 лет показатель прибыльности компаний на ценную бумагу (ROE) оказывался в среднем выше на 0,7-1,1% у тех организаций, в штате которых работало больше женщин, чем у конкурентов по отрасли. У более «женственных» компаний также отмечался более низкий уровень волатильности капитализации, а в среднем за период в 5 лет они оказывались более прибыльными.
Почему так происходит? Исследователи выдвинули гипотезу о том, что роль здесь играет «общий коллективный разум», который становится более гибким и производительным при условии достаточного разнообразия своих составляющих. Концепт во многом схож аналогичной метрикой для человека — общий уровень интеллекта тем выше, чем лучше развиты различные его составляющие. Выводы исследования справедливы для 14 направлений деятельности, включая хай-тек.
Исследование Accenture показывает, что наличие цифровых компетенций (digital fluency) помогает сократить разрыв между представительством мужчин и женщин в штате компаний и существенно расширяет карьерные перспективы. Сегодня в мире женщины с IT-бэкграундом входят в состав правления 51% IT-компаний, 29% телекоммуникационных операторов, 22% медицинских фирм и организаций. Автомобильные и промышленные компании, энергетика, фармацевтика и химическая промышленность имеют этот показатель на уровне 17%, банки — 8% и страховщики — 2%. То есть на высшем уровне руководства современный бизнес широко признает необходимость наличия технологически подкованных женщин. Наличие серьезного уровня навыков в digital полезно сегодня всем, но женщинам обладать ими, оказывается, гораздо выгоднее. Одна из причин — это повышает разнообразие карьерных сценариев и помогает снять ряд барьеров на пути к занятию желаемой позиции.
При сохранении текущей динамики при найме digital-fluent-женщин в госструктуры и бизнес ожидается что гендерное равенство может наступить через 25 лет в развитых экономиках и через 40 лет в развивающихся экономиках.
Разделение на женские и неженские профессии — предубеждение, создаваемое обществом, или неправильный промоушен специальностей в общественном мнении. IT-специалист — это универсальное понятие, и со временем стереотипы относительно женщин в IT исчезают. Например, работа в области технологий зачастую воспринимается как необходимость сидеть у компьютера по ночам и кодить. Между тем сегодня это возможность соприкасаться с наукой или искусственным интеллектом, который можно растить, воспитывать, обучать, адаптировать под решение разных сложных задач.
Помимо освоения женщинами традиционно мужских специальностей, по мере развития технологий появляются и абсолютно новые позиции, ранее не существовавшие. Искусственный интеллект изменяет рынок труда, об этом пишут в своей книге «Человек+Машина» руководители компании Accenture Пол Доэрти и Джеймс Уилсон. Они указывают, что в результате ИИ-революции в выигрыше окажутся не те компании, которые будут стремиться сокращать свой штат и выполнять ту же работу быстрее, а те, кто сможет существенно расширить возможности людей с помощью машин и обеспечить цифровую эволюцию всего общества. И сама работа, и рабочие задачи будут переосмыслены и переформатированы с тем, чтобы люди и машины достигали большей эффективности и результативности вместе.
И для освоения новых рабочих мест у мужчин и женщин будут одинаковые стартовые позиции. Специалисты по работе с большими данными (data-scientist), разработчики и интерпретаторы («переводчики») ИИ-алгоритмов, специалисты по этике, XR-дизайнеры, цифровые лингвисты — во всех этих областях у женщин шансов преуспеть ничуть не меньше, чем у мужчин.
Посмотрите вокруг — на наш образ жизни, на быт и реалии, на современный рынок труда. К примеру, 100 лет назад иностранные языки или преподавание считались чисто мужским занятием. Что сейчас? Лингвистика и преподавание практически полностью «захвачены» женщинами. Что-то резко поменялось в том, как устроен мозг человека за столь короткое время? Нет. Навык овладения некоторыми дисциплинами в объеме, достаточном для обучения детей, получил широкое распространение и стал массовым. Возьмите управление машиной — лет 30 назад в России женщина за рулем производила на дороге эффект, сравнимый с появлением метеорита в небе. Сейчас вы никого не удивите этим. Реалии поменялись, машина из недоступной и статусной вещи стала повседневным средством.
Пример из digital: языки программирования, на которых написан весь современный софт, по своей сути такие же, как и любой естественный (иностранный) язык. И если лингвистика стала «женской» специальностью в массовом сознании, то ничто не помешает женщинам в обозримом будущем также «захватить» сферу обучения программированию. Подчеркну, это произойдет не потому, что овладеть этой профессией стало проще, а потому, что предубеждение сломано: языки не стали легче, просто происходит перераспределение социального статуса и отношения к тем или иным профессиям, включая IT.
Есть предубеждение, что мужчины всегда оказываются на передовой освоения каких-то наиболее современных механизмов и технологий, особенно там, где есть риск и адреналин. Так возможно было бы и с IT. Но мы помним, что первым человеком у истоков программирования была Ада Лавлейс. Знание языков программирования хотя бы на базовом уровне уже становится частью общего образования — в рамках школьной программы. По мере того, как IT «десакрализуется» и становится неотъемлемой частью повседневных реалий, интерес к этой сфере привлекает туда и женские таланты. Когда процесс станет массовым — вопрос времени.
Уровень развития современной цивилизации и общественных институтов снимает с женщин существенную часть нагрузки, описанную как Kinder, Küche, Kirche («Дети, кухня, церковь»). В том числе — за счет создания и совершенствования множества digital-помощников. Теперь затраты труда и времени на реализацию этой работы с современным хай-тек-окружением совершенно не исключают профессионального развития, в том числе и в IT. Во многих IT-ориентированных компаниях действуют специальные программы по облегчению профессиональной адаптации на фоне материнства через институты наставничества и дистанционного обучения. В сумме все эти инструменты обеспечивают равновесие между профессиональным развитием, семьей и домом.