Движение Fashion Revolution опубликовало рейтинг «прозрачности» модных брендов Fashion Transperency Index, где учитываются такие параметры, как условия труда работников, решение проблем гендерного неравенства и отношение к устойчивому развитию.
В этом году лучшие результаты у Adidas, Reebok, Patagonia, Esprit и H&M — 61-64%. Самый низкий рейтинг оказался у Longchamp, Max Mara, Mexx и Tom Ford — все они набрали от 2% до 0%. Позитивную динамику с ростом от 17% до 22% показали Dior, Nike, New Balance и Marc Jacobs.
«Движение Fashion Revolution оценивает не количественные показатели по части экологичности и этичности производства брендов, а то, сколько информации о соблюдении прав человека, экологической политике и воздействии на окружающую среду находится в открытом доступе. Бренды делятся информацией публично, но они не готовы раскрыть все карты, особенно когда речь идет о достойной оплате труда, условиях работы на фабриках и «прозрачности» цепочки поставщиков», — комментирует Стилиане Параша, координатор Fashion Revolution в Люксембурге и независимый консультант по экологичной и этичной моде.
Разрушающая сила моды
Ежегодно в мире производится 150 миллиардов единиц одежды — вдвое больше, чем 20 лет назад. Глобализация, скорость производства, жесткая конкуренция, эксплуатация ресурсов, увеличивающиеся расстояния между производителями и потребителями делает модную индустрию одной из самых загрязняющих отраслей промышленности.
Ничего бесследно не пропадает — менее 1% из этого числа перерабатывается в новые вещи, а 73% медленно разлагается на свалках или сжигается. В Австралии, например, шесть тонн текстиля отправляется на свалку каждые 10 минут. Знаете, сколько времени разлагается полиэстер? 200 лет.
Разрушающая сила моды накрыла планету крупнейшей экологической катастрофой в конце 1980‐х — из-за орошения хлопковых полей в Узбекистане обмелело Аральское море. Когда-то бывшее четвертым по величине озером в мире, оно потеряло треть своего объема. 24 апреля 2013 года обрушилось здание фабрики Rana Plaza в Бангладеш, на которой отшивались заказы Mango, Zara и Benetton, погибло 1134 человека.
Новые отношения с одеждой
Проблема сверхпроизводства и кризис доверия подтолкнули ретейл-гигантов к дискуссии на тему окружающей среды и экологичности. Осознанность становится ключевой темой 21 века и покупателям становится важно, или как минимум интересно, кто, из чего и в каких условиях шьет футболки и джинсы, которые они носят каждый день.
«Ретейлеры и производители не изобретают новый способ потребления, они следуют потребительским тенденциям. Без покупателей бренды прекратят свое существование. Цифры показывают, что потребители отдают предпочтение брендам, которые серьезно относятся к теме экологичности и этичности производства», — добавляет Стилиане Параша.
Тенденция осознанного потребления набирает обороты. По данным отчета интернет-поисковика одежды Lyst, который за последние 12 месяцев обработал более 100 миллионов запросов, интерес покупателей к «sustainable fashion» увеличился на 66%.
Согласно отчету Nielsen’s 2015 Global Corporate Sustainability report, 73% миллениалов готовы платить больше за экологичные и этичные продукты. Теперь их волнует не только модный покрой и имя дизайнера, но и экологичность производства и социальная ответственность компании-производителя.
Год пробуждения
Независимо от размера и сегмента рынка, бизнесу необходимо занять активную позицию по социальным вопросам, удовлетворить требования потребителей в отношении «радикальной» прозрачности и, самое главное, найти смелость, чтобы пересмотреть свою стратегию.
22 апреля, в день Земли, Fashion Revolution вместе с Burberry, Gap, H&M, Kering, Levi’s и Inditex подписали Хартию модной индустрии для борьбы с изменениями климата в рамках Всемирной конференции ООН. Бренды признали ситуацию чрезвычайной и взяли на себя обязательства по сокращения выбросов парниковых газов на 30% к 2030 году.
Когда климатические изменения оборачиваются финансовыми рисками и перестают быть только вопросом социальной ответственности, старые правила игры прекращают работать. В 2018 году компания H&M сообщила о самой низкой за последние шестнадцать лет прибыли за первый квартал.
Крупные корпорации стали спешно искать способ поддерживать рост своего бизнеса, при этом создавая видимость экологичности своей деятельности, позволяющую максимизировать производство, продажи и прибыль.
По мнению Питера Доверня, автора книги «Will Big Business Destroy Our Planet», один из способов достижения этой цели — использование языка «экологического роста» и экономики замкнутого цикла.
Burberry, H&M, Nike, ASOS и другие крупнейшие производители текстиля и модной одежды присоединились к движению Global Fashion Agenda в качестве стратегических партнеров, объявив о своем стремлении перейти к экономике замкнутого цикла с помощью программ повторного использования и последующей переработки одежды.
Издание The Guardian подсчитало, что при нынешнем качестве и количестве технологий переработки, у H&M должно уйти около 12 лет на использование всего 1 тонны переработанного материала. Переработка текстиля — сложный и трудоемкий процесс: смешанные ткани отделить крайне сложно, а хлопок при переработке теряет качество. H&M в своей рекламной кампании заявляет, что «95% старой одежды может получить вторую жизнь».
Компания H&M продвигает множество инициатив и шаг за шагом укрепляет свой имидж как этичной компании — онлайн-продажа винтажной одежды, премия Global Change Award в области экологических разработок. План устойчивого развития компании начинается с идеи исправления собственных ошибок и изменения глобальной ситуации, а заканчивается ростом объемов производства и увеличением прибыли.
«Мы осознали сложность и запутанность картины мира всего несколько лет назад, когда последствия нашего бесконечного потребления стали очевидными. Мода объединяет и организует людей через систему визуальные кодов. Система говорит: вот все, что вам нужно для того, чтобы вас видели, распознавали и принимали. Проблема возникает в тот момент, когда одна и та же система меняет правила игры и пересматривает свои ценности каждые несколько месяцев. И мы опять стремимся «найти себя» и испытываем потребность потреблять. Круг замкнулся», — комментирует преподаватель и дизайнер Ханиен Сабокбар (Hanieh Sabokbar).
Масс-маркет пытается исправить ситуацию и поставить потребителя в центр внимания, общество постепенно осознает последствия своего ежедневного выбора. Процесс рыночной трансформации неизбежен и мы неуклонно движемся к нему.