К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Улетный экипаж. Почему пассажиры избегают рейсов, где пилот — женщина

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Во время Второй мировой войны женщина-пилот ни у кого не вызывала вопросов. Сейчас же новость о полностью женском рейсе способна повергнуть российское общество в шок

«Могут или не могут женщины управлять самолетом?». Как ни удивительно, но ответ на этот вопрос постоянно меняется, и споры ведутся уже более века. Комментарии в соцсетях к недавнему посту авиакомпании «Победа», рассказавшей о своем первом полностью женском рейсе — очередное тому доказательство. Пользователи разделились на два лагеря: тех, кто сомневался в безопасности женских рейсов, и тех, кто право женщин на работу пилотами защищал. Все это превратилось в настоящий словесный бой. Кто бы мог подумать, что общество до сих пор так будоражит эта тема.

Первой женщиной, севшей за штурвал самолета в 1909 году, стала знаменитая парижанка баронесса Элиза Дерош, до этого успешная актриса под псевдонимом Раймонда де Ларош. По иронии судьбы женщина погибла через 10 лет в авиакатастрофе, когда пилотировал самолет мужчина, а она была всего лишь пассажиркой этого неблагополучного рейса. Но именно с ее имени начинается история женского воздухоплавания. В России первой женщиной-авиатором стала петербурженка с затейливым именем Домникия Иларионовна Кузнецова-Новолейник, которая впоследствии стала авиаинструктором. Одна из самых знаменитых женщин-авиаторов — Амелия Эрхарт, которая в 1929 году установила мировой рекорд скорости. Во времена Второй мировой войны сотни женщин-пилотов служили в армии и делали боевые вылеты, несколько из них стали впоследствии героями СССР. Почему-то во время войны это никого не удивляло, и вопросов об их профессиональных качествах не стояло.

Неженская профессия

В СССР в 1970-х годах летные училища дважды делали специальные наборы женщин, но потом эта практика прекратилась. В то же время в конце 70-х широко обсуждались различные профессии, где участие женщин нежелательно, и со временем возник список «тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Он несколько раз пересматривался, отдельные профессии то входили в него, то изымались. Важно, что в этот список наряду с профессиями, якобы вредными для женского здоровья, вошли профессии, для которых представительницам прекрасного пола якобы не хватает способностей и ума.

 

Отсюда стали широко распространены стереотипы о «неженских профессиях», для которых дамский ум не приспособлен. Сегодня женщина в России не может работать плотником, водолазом, машинистом электропоезда, быть членом команды на корабле, а также водить автомобиль грузоподъемностью больше двух с половиной тонн. Совершенно очевидно, что для выполнения этих работ не нужна какая-то особая физическая сила, и запрет сохраняется лишь исключительно стереотипам о женской реакции. В эту же логику укладываются представления в целом о способности дам управлять транспортным средством. Есть глупые сексистские шутки о женщинах за рулем, хотя по статистике женщины совершают не больше ДТП, чем мужчины. Никто не боится садиться к женщине водителю трамвая и троллейбуса, но почему-то боятся их за рулем поезда и за штурвалом самолета.

Отголоски прошлого

Такие представления, мифы и стереотипы являются продолжением распространенного еще в СССР «биодетерминистского» подхода, согласно которому лишь природа (включая пол) определяет способности и поведение человека. Появились представления об особенностях мужского и женского мозга, реакций, психических особенностей, которые (как выяснилось потом с развитием науки) вовсе не соответствовали действительности и не подтвердились в результате экспериментов. Но, как говорится, осадок остался. Поэтому в общественном сознании еще сильны представления о том, что слабый пол силен в гуманитарной и социальной сфере, а сильный — в точных науках и обращении с техникой.

 

Сегодня представительницы прекрасного пола, не согласные с гендерной дискриминацией, нередко обращаются в суд, когда им отказывают в приеме на работу на основании половой принадлежности. И в последние годы мы видим, что все больше авиакомпаний, включая российские, охотно нанимают в свой штат женщин-пилотов. Хотя регулярно случаются и скандалы, связанные с тем или иным аспектом работы женщин в авиации. Например, компания «Аэрофлот», с одной стороны, значительно увеличила штат женщин-пилотов, с другой — ввела нелепые меры, согласно которым на международных рейсах должны летать только молодые и худые женщины — борт-проводники. Еще одним странным нововведение, которое вынуждает стюардесс приседать на корточки в момент обслуживания пассажиров. Читая комментарии в соцсетях к недавней истории с «Победой», поражаешься насколько живучи в нашем обществе эти дремучие заблуждения о мужском и женском мозге. Но встретить такую реакцию можно не только в интернете. Однажды на лекции про гендерное равенство в работе в зале встал мужчина и решительно заявил, что он никогда бы не сел в самолет, управляемый женщиной, «потому что у женщины может быть ПМС и ее действия непредсказуемы». За две недели до этого 27-летний Андреас Лубиц, пилот Germanwings, сознательно направил самолет в гору и убил 150 пассажиров и членов экипажа на борту. У него не было ПМС, но он страдал психическими заболеваниями и не годился для работы.

Я летела с женщиной-командиром корабля лишь один раз, это был рейс «Аэрофлота» из Москвы в Брюссель. Никто из пассажиров не выразил опасений или недовольства, когда она представилась и поприветствовала нас на борту. Мы легко взлетели и спустя три часа так же легко приземлились. Главное в полете — это безопасность и комфорт, и какого пола человек, который может их обеспечить — не имеет никакого значения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+