Мама для Грузии. Как внучка грузинских эмигрантов возглавила страну
В 2003 году Саломе Зурабишвили, французский дипломат с большим стажем, собрала вещи в деревянный сундук, доставшийся ей от бабушки, и отправилась в Грузию. Она покинула Париж, чтобы исполнить миссию, выбранную для себя самой еще в юности: занять пост посла Франции в Грузии. В 1921 году, вскоре после того как в Грузии была установлена советская власть, ее бабушка и дедушка покинули страну. Грузинская семья эмигрировала во Францию с одним деревянным сундуком, который несколько десятков лет спустя их внучка — будущий президент Грузии — будет возить с собой в дипломатические командировки. Саломе не единственный политик в семье, ее дед Иван Зурабишвили почти сто лет назад успел войти в состав правительства просуществовавшей несколько лет независимой Грузии.
Ее мать Зейнаб Кедиа была домохозяйкой, а отец Леван Зурабишвили, инженер по образованию, работал на автомобильном заводе в Париже. В свободное от работы время он председательствовал в грузинской диаспоре во Франции, создание которой сам же инициировал. По его инициативе и поддержке в Париже была построена грузинская церковь. Вдали от Грузии родители старались привить своим детям любовь к исторической родине. Сильное влияние отца сказалось и на политическом мировоззрении Саломе: в детстве она не только переводила статьи грузинских диссидентов и выпускала вместе с друзьями газету для грузинской диаспоры, но и участвовала в демонстрациях против визитов лидеров СССР в столицу Франции. Не меньшее влияние на нее оказала жизнь в европейской столице: становление будущего президента пришлось на годы холодной войны. Интерес к истории, литературе и общественные настроения сподвигли ее поступить в Парижский институт политических наук, по окончании которого она уехала учиться в США в Колумбийский университет.
Западное влияние
В 1974 году, сразу после окончания университета, Зурабишвили поступила на службу в Министерство иностранных дел Франции. Большую часть своей политической карьеры — около 30 лет — будущая женщина-президент будет отстаивать интересы Франции в США, Чаде, ОБСЕ, ООН и НАТО, пока МИД ее второй родины не отправит Зурабишвили на службу в Грузию. В 2003 году исполнилась ее давняя мечта — она отправилась на родину своих предков в качестве посла Франции в Грузии. На тот момент ей был уже 51 год, за плечами два брака и двое детей. Первый раз она вышла замуж будучи совсем юной девушкой (ей было 22 года) за грузина — выходца из Ирана Горджестана Гугушвили, в браке с которым у нее родилось двое детей. Но спустя некоторое время пара распалась. Как говорит она сама, с первым мужем было слишком много разногласий. А вот второго супруга — известного в Грузии журналиста Джанри Кашия она называет любовью всей своей жизни. Будущий избранник, как и она, некоторое время жил и работал на Западе, в таких редакциях, как «Радио Свобода» и «Голос Америки». В 2012 году Зурабишвили овдовела. Супруг не успел застать триумфа ее политической карьеры.
Возвращение к истокам
Сложно судить, почему послом в Грузию направили именно ее. Согласно неписаным правилам дипломатии посла ничего не должно связывать со страной, куда его назначают. Ей же удалось изменить эту практику. Правда, в должности посла она проработала всего год, а после по приглашению бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили вошла в грузинское правительство. Саакашвили считал западного политика «ценным кадром». «Дипломата такого класса у Грузии никогда не было», — говорил экс-президент. Он предоставил ей гражданство и назначил министром иностранных дел.
Зурабишвили призналась СМИ, что сразу согласилась на предложение президента, потому что чуть ли не с детства мечтала возглавить грузинскую дипломатическую службу. Одним из главных своих достижений на этом посту считает вывод из страны российских военных баз. Правда, и на этом посту женщина-дипломат надолго не задержалась. Год спустя ее отправили в отставку из-за конфликта с одной из самых влиятельных женщин Грузии тех лет — Нино Бурджанадзе, занимавшей пост председателя парламента. По мнению Зурабишвили, Бурджанадзе пыталась установить в стране «клановую диктатуру», а та усомнилась в компетентности дипломата, казалось бы, со столь серьезным европейским опытом работы. Некоторые наблюдатели посчитали, что конфликт двух женщин был вызван тем, что глава МИД стремилась держать в своих руках всю деятельность послов, которые зачастую игнорировали ее приказы, руководствуясь указаниями парламента. Победить в этой борьбе ей не удалось, а отношения с действующим президентом стали портиться. В стране она пробудет еще несколько лет, а позже на время покинет мир грузинской политики, усомнившись в честности игры местной власти.
Путь в Париж и обратно
Она сама себе устроила «ссылку» в Париж, во время которой успела поработать в представительстве ООН, заняв должность руководителя группы по иранской проблеме. Правда, изгнание была недолгим — через два года она вернулась на историческую родину, чтобы поддержать правящую партию «Грузинская мечта» внезапно возникшего на политической сцене миллиардера Бидзины Иванишвили. В 2013 году она пыталась баллотироваться в президенты Грузии, но безуспешно — кандидата с двойным гражданством отказались регистрировать.
Спустя пять лет Зурабишвили решит вновь испытать удачу. На этот раз женщина основательно подготовилась и даже отказалась от гражданства Франции. Эти выборы уже называют историческими, и причин тому несколько:
— это были последние прямые выборы президента. Следующего главу государства будет избирать парламент;
— правящая партия «Грузинская мечта» впервые в истории оказала поддержку независимому оппоненту, а не занималась продвижением своей кандидатуры;
— пост главы государства в Грузии впервые заняла женщина.
Главным соперником Саломе Зурабишвили в предвыборной гонке стал Григол Вашадзе, он набрал 40,48% голосов избирателей. Зурабишвили было сложнее других завоевать доверие граждан: она плохо знает грузинский язык, и выступать перед народом ей было непросто. Но в итоге за женщину-политика проголосовало более 50% избирателей. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что ее кандидатуру глава правящей «Грузинской мечты» олигарх Бидзина Иванишвили поддержал неслучайно. Он пытается удержать в своих руках власть через правящую партию и через сам президентский пост. Зурабишвили оказалась ценна для него как заведомо зависимый человек, не имеющий поддержки собственной партии, а это значит, что миллиардер по-прежнему сможет влиять на решение множества важнейших государственных вопросов.
Зурабишвили же уверена, женщина-президент может быть более терпимой, чем мужчины-политики, которые привыкли принимать радикальные меры. Именно поэтому она и интересна народу. Сама себя она называет в первую очередь президентом женщин и своей миссией считает повышение безопасности женского населения в стране. Конечно, одна из главных задач, которую женщина-президент поставила перед собой, — интеграция страны в европейское сообщество. Для этого нужно больше работать с молодежью, считает Зурабишвили. «Хорошо, когда молодые люди учатся за границей и много путешествуют, но они должны хотеть вернуться домой, на родину», — заявила новоиспеченный президент. Для своего государства она хочет стать мамой — заботливой покровительницей страны, которую ждет, по ее мнению, большое будущее.