Миссис президент. Как девушка из хорватской деревни возглавила страну
Пассажиры рейса Загреб — Москва теснились в салоне самолета экономкласса, ожидая своей очереди забросить ручную кладь на полку, когда кто-то узнал в блондинке на соседнем кресле президента Хорватии Колинду Грабар-Китарович. Она направлялась в Россию на Чемпионат мира, чтобы поддержать сборную своей страны в игре с Данией. Новость эта быстро разошлась по СМИ и соцсетям, а простотой и скромностью Грабар-Китарович восхитился, наверное, каждый. После этого имя первой женщины — президента Хорватии не сходило с заголовков новостных лент: на протяжении всего чемпионата она отчаянно верила в победу своей сборной.
Футбольным болельщикам запомнилась не только ее фотография с борта самолета с другими пассажирами, но и ее бойкот VIP-ложи на 1/8 финала в Нижнем Новгороде, в котором сборная Хорватии одолела Данию. Грабар-Китарович решила следить за игрой с обычной трибуны вместе с другими футбольными фанатами: «Мне хотелось продемонстрировать, что я такая же болельщица, как все, поддерживать команду в кругу фанатов на трибунах. Я надела футболку с национальной символикой, хотя дресс-код в VIP-зоне, где обычно приняты длинные платья, не позволил бы находиться в таком наряде».
Официальный дресс-код президент нарушила еще не раз. На всех последующих играх своей команды она появлялась в той самой футболке, выделяясь среди других политиков в деловых костюмах. Она не скрывала своих эмоций от забитых голов и пританцовывала от радости на финальном матче Чемпионата мира по футболу. А когда ее команда все-таки проиграла сборной Франции, на вручении кубка так по-свойски обняла и расцеловала всех игроков, даже французов. «Не по протоколу», — скажете вы. Но этим она и покорила российских болельщиков.
Колинду Грабар-Китарович можно назвать деревенской девчонкой: будущий президент родилась в городе Риеки, но все детство и юность провела в хорватской деревне, где ее отец держал мясной магазин. Она росла «пацанкой» — стреляла из рогатки, ходила на охоту, любила гонять с деревенскими ребятами в футбол. Ее мать никогда не работала, была домохозяйкой. Она научила девочку вести домашнее хозяйство и привила любовь к учебе. Как-то Грабар-Китарович призналась, что она одна из редких дипломатов, который умеет доить корову.
Ее школа, как это обычно бывает в небольших деревнях, находилась в нескольких километрах от дома, и Колинда пешком преодолевала этот путь каждый день. А дома после учебы слушала пластинки на иностранных языках, которые покупала ей мама. И, надо сказать, преуспела; в 17 лет получила грант и покинула деревню, чтобы пройти языковую стажировку в США.
Отношения с хорватскими одноклассниками были не очень дружественными, они часто подшучивали над ней из-за ее провинциального акцента. С помощью книг Колинда смогла преодолеть этот барьер, сделав свою речь литературно правильной. Это пригодилось ей в построении дипломатической карьеры, а насмешки одноклассников помогли выработать чувствительность к любой дискриминации. Это отчетливо проявляется в ее внутренней и внешней политической деятельности: она уделяет много внимания правам женщин. В ходе одного из заседаний ООН президент Хорватии отметила, что расширение прав женщин будет способствовать экономическому развитию страны. «С помощью образования и средств массовой информации мы можем сообща бороться с предрассудками и сексизмом, — считает Грабар-Китарович. — Посредством подобных инстанций мы также можем продвигать понятие равенства полов наравне с терпимостью и пониманием».
Политик признается, что, будучи молодой девушкой, хотела работать в ООН, поэтому и делала упор на изучении английского и испанского языков, которые являются рабочими в организации. После стажировки в Штатах будущий президент Хорватии вернулась на родину, чтобы продолжить свое обучение в Загребском университете. Там она не только окончила факультет гуманитарных и социальных наук и получила степень магистра в области международных отношений, но и встретила своего будущего супруга Якова Китаровича. Он-то и вдохновил ее на реализацию своей мечты и построение политической карьеры.
Прежде чем получить должность в МИДе, Колинда успела поработать няней и репетитором по английскому языку: в конце 1980-х отец не смог больше оплачивать дочери учебу, и ей пришлось найти подработку, чтобы продолжить обучение.
Уже позже, в 1992 году, она получила должность советника департамента международного сотрудничества Министерства науки и технологии Хорватии, а позднее — советника в Министерстве иностранных дел Хорватии. Три года спустя Грабар-Китарович стала директором североамериканского департамента МИД, а с 1997-го до 2000-го работала дипломатическим советником и заместителем посла в посольстве Хорватии в Канаде. После чего вернулась в МИД как советник-посланник. Одна дипломатическая должность следовала за другой: пост министра по вопросам европейской интеграции, министра иностранных дел Хорватии (кстати, это она вела переговоры о вступлении своей страны в Евросоюз, что в результате и состоялось). Была послом Хорватии в США (2008—2011). А после стала первой женщиной на должности заместителя Генерального секретаря НАТО по вопросам публичной дипломатии. В возрасте 46 лет стала первой женщиной-президентом и самым молодым главой государства в истории Хорватии. Грабар-Китарович смогла реализовать себя как в карьере, так и в семье — у нее двое детей, дочь Катарина и сын Лука.