Под прицелом. Готов ли Ближний Восток признать независимых женщин
В конце сентября в Багдаде убили одну из самых популярных иракских фешен-блогеров Тару Фарес. Окровавленное тело молодой девушки нашли в ее белом кабриолете. В новостях передавали, что неизвестные на мотоцикле нанесли ей три огнестрельных ранения и скрылись с места происшествия. Это уже четвертое убийство влиятельных и независимых женщин в Ираке за последние два месяца. Две другие жертвы владели популярными салонами красоты, а активистка Соад аль-Али боролась за гендерное равноправие.
Тара Фарес стала известной еще в 2014 году, когда выиграла конкурс красоты «Мисс Багдад». Получив титул первой красавицы, она не стала борцом за свободу женщин, зато решила освоить одну из самых популярных и прибыльных сфер — стала бьюти-блогером (у Фарес 2,7 миллиона подписчиков в инстаграм) — как оказалось, не менее опасную. Девушка публиковала красивые и довольно откровенные селфи, записывала видеоуроки макияжа, ходила в дорогие рестораны. Казалось бы, она дела то, чем занимается любой блогер, но такое поведение вызывало возмущение консерваторов, которые стали ей угрожать. То, что последние несколько лет она проживала в Эрбиле — столице автономного Курдистана, где взгляды на гендерные роли намного либеральнее, чем в самом Ираке, не спасло ее. Хотя некоторые иракцы считали ее поведение вызывающим, другим она давала надежду: жить можно так, как этого хочешь ты. Но девушки, которые сами строят свою карьеру и жизнь, особенно те, кто делает это публично, с помощью социальных сетей, оказываются под прицелом фанатиков — фундаменталистов. Эти «хранители» гендерного порядка — в меньшинстве, но у многих из них есть военный опыт и оружие.
Интернет неизбежно меняет нашу жизнь и мировоззрение. Происходит это так быстро, что многих представителей патриархального общества пугают такие перемены и они видят только один способ борьбы с ними — террор. Они уверены, что таким образом поддерживают социальный порядок и религиозные нормы. Мало того, убеждены, что у них есть на это право.
Фарес стала символом перемен для молодых арабских девушек, и поэтому ее убийство вызвало мощную волну общественных возмущений не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Расследование ведется на высоком уровне, премьер-министр лично контролирует ход дела. То есть государство признает, что такое положение дел неприемлемо. Один из членов парламента, Мохаммад Насир аль-Карбули, предположил, что это сигнал, который фундаменталисты отправляют иракским женщинам, чтобы запугать их и остановить эмансипацию. При этом Ирак — не самое гендерно-сегрегированное арабское общество. Женщин еще не готовы пускать в большую политику, но лояльно относятся к их праву на работу вне дома (поддерживают более 80%) и получение высшего образования (75% считают, что оно не менее важно для девочек, чем для мальчиков). В то же время высокая рождаемость (четыре ребенка на семью), безработица и последствия войны ведут к тому, что реальные возможности большинства женщин ограничены. Мало того, в Ираке не решены базовые проблемы безопасности, стабильного дохода и работы институтов (например, суда, 56% населения поддерживают усиление шариатских норм), что еще больше усложняет изменения патриархального общества.
Убийство Тары Фарес столкнуло между собой два общественных лагеря: фундаменталистов, которые борются против эмансипации, и молодых образованных граждан, которые осознают необходимость социальных перемен. Метод, который используют идеологические фанаты, — дикость. Но эту непростую ситуацию спровоцировали быстрые и необратимые перемены гендерного порядка, которые происходят, несмотря на все попытки их остановить. В крайне патриархальном обществе такое событие было бы невозможно: семья не допустила бы такого поведения своей дочери, а если такое и произошло, то убийц не стали бы разыскивать. К сожалению, любые изменения в общественном строе — его модернизация — никогда не бывают легкими, и наиболее прогрессивные люди часто становятся жертвами. Тара Фарес стала символом борьбы за права женщин в Ираке и во всем арабском регионе, который по сей день остается самым гендерно-консервативным в мире.
- Дело тонкое: как менялись взгляды на положение женщин на Ближнем Востоке
- Адаптация патриархата: как мигранты вписываются в культуру Запада