В общественном сознании стойко живет миф о том, что компании получают бонусы за благотворительность — налоговые льготы или другие компенсации, — иначе зачем им этим заниматься? В реальности никаких преференций за это в России государство не выдает — и, тем не менее, социальные проекты могут многое дать и корпорациям, и небольшим стартапам.
Бизнес заинтересован в создании HR-бренда, который поможет привлечь профессиональных и лояльных сотрудников. Публичные благотворительные проекты позволяют создать и поддержать образ компании с «хорошей кармой», где люди захотят работать не только из-за хорошей зарплаты или премий, но и из-за того, что она поддерживает определенные ценности и меняет общество к лучшему.
К тому же, участие в благотворительных проектах — это возможность для сотрудников компании полнее реализовать себя, наладить горизонтальные связи и научиться новому. У разработчика появится возможность провить себя прекрасным менеджером, помогая решать задачи НКО. А коллеги из конкурирующих департаментов могут наконец по-человечески пообщаться на волонтерской акции и найти точки соприкосновения.
Позиция работодателя сильно влияет на желание сотрудников творить добро. Как показал опрос, проведенный Добром Mail.Ru и ВЦИОМ несколько лет назад, большинство россиян считает, что компании могли бы поддерживать сотрудников в их благотворительной деятельности (71%), половина (51%) полагают, что компаниям нужно организовывать благотворительные акции. Больше половины опрошенных, никогда не занимавшихся благотворительностью, стали бы помогать нуждающимся финансово, если бы их компания начала жертвовать деньги — это стало бы для них дополнительным стимулом.
Но что нужно, чтобы сотрудники сами захотели поучаствовать в социальных проектах компании?
Максимальное удобство
Ничего не получится, если сказать сотрудникам: «Придумайте сами, кому будете помогать и как это сделать». С активистами можно выбрать направление благотворительности, но остальных членов команды нужно приглашать в готовый проект. И каждому нужно предложить варианты ролей, которые он мог бы исполнить. Все должно быть максимально удобно, продумано и хорошо организовано.
Компания LG регулярно проводит Дни донора, и вовлекает в сдачу крови не только сотрудников, но и их семьи, друзей и даже другие компании. Участие компании не ограничивается призывом: «Встаньте пораньше, поезжайте в центр сдачи крови и встаньте в очередь», ведь необходимость совершать множество сложных действий многих отпугивает. Кровь можно сдать прямо в офисе, достаточно только подготовиться — не есть накануне жирного и жареного, не пить алкоголь и лекарства и быть здоровым.
Выгоды в ответ
Делать благотворительные акции нужно по принципу win-win: чтобы и социальные проблемы решались, и сотрудники получали ощутимую пользу, а не только ощущение «я молодец», хотя это тоже ценно.
У нас в офисе регулярно проходит акция #доброкаждому. Сотрудники не выходя из офиса, могут пройти чекап, проконсультироваться с врачом или посетить курс оказания первой помощи или лекцию о разных аспектах здорового образа жизни. Врачи обычно проверяют состояние сосудов шеи, родинок, зрения, один из масштабных чекапов был связан с женским здоровьем. Многие сотрудники приводили своих девушек, жен и мам. Польза тройная — фонды собирают деньги на свои проекты, сотрудники проявляют заботу о себе и о близких, отношение к компании, где проходит акция, улучшается. И что очень важно, профилактические осмотры помогают вовремя выявить серьезные заболевания: так было, например, с одной из наших сотрудниц — болезнь удалось обнаружить на ранней стадии.
Баллы, бонусы, привилегии
Благотворительностью не обязательно заниматься со слезами на глазах. Именно нежелание испытывать негативные эмоции многих заставляет избегать этой темы. Но помощь людям вполне может быть связана с приятными вещами — вознаграждениями, развлечением и геймификацией. Например, можно начислять сотрудникам баллы за добрые дела, которые они потом смогут обменять на брендовый товар или бесплатную услугу в салоне красоты или пойти в кино с другом.
Одобрение со стороны коллег и друзей — это тоже важный бонус. В день рождение можно попросить коллег не тратиться вам на подарки, а перевести сумму в проверенный благотворительный фонд.
В Microsoft, например, оплачивают три дня в месяц, которые сотрудник может посвятить благотворительной деятельности. Deloitte проводит для команды спортивные соревнования, такие, например, как «Экстра-миля». Сотрудники не только превращаются в экстремалов и получают призы, но и соревнуются, кто больше соберет денег на различные благотворительные проекты. И весело, и эффективно, и помогает формировать сообщество, объединенное общими интересами.
Чего точно не стоит делать:
Не собирайте подарки на Новый год в детские дома. Увы, в корпоративной благотворительности с трудом искореняются устаревшие и неэффективные практики. Один из таких примеров — сбор подарков в детские дома, которым многие компании занимаются под Новый год.
Такая помощь официально признана вредной. Это попытка заменить внимание вещами, тогда как ребенку намного важнее общение с взрослым, его пример и участие. Подарки не избавляют детей от одиночества, а только усугубляют их проблемы — дорогие вещи словно падают на них с неба, формируя потребительское отношение к обществу.
Не занимайтесь разовыми и несистемными акциями. Самый лучший выход для компаний — сотрудничать с проверенным благотворительным фондом. Он подскажет куда двигаться, поможет наладить системную помощь. Регулярная помощь конкретным НКО позволит ближе познакомиться с его подопечными, а главное — увидеть реальные результаты ваших усилий.
Не насаждайте социальные проекты по указке сверху. Благотворительные акции, которые проводятся без учета мнения и желания сотрудников, больше похожи на принуждение и никого не вдохновляют. В компании, которая только начинает развивать направление социальной ответственности, важно провести опрос. Он позволит понять, чем хочет заниматься команда, и в этом случае желание помочь будет по-настоящему искренним. Скорее всего, станут предлагать сбор подарков в детские дома. Так что результаты опросов, конечно же, необходимо пропустить через решето здравого смысла. И предложить другие способы помочь детям, например, наставничество или поддержку образовательных проектов фондов, которые помогают детям из детских домов успешно закончить школу, поступить в институт и не вылететь после первой сессии.
Что стоит попробовать:
Самыми лучшими и эффективными становятся благотворительные активности компании, которые непосредственно связаны с ее бизнесом. Так получаются долгосрочные и крутые социальные проекты. Филантропия требует много ресурсов, в первую очередь, финансовых. Но не всегда проблема решается только деньгами, у компаний есть что-то еще более ценное — уникальные знания и опыт сотрудников.
Оказание бесплатных профессиональных услуг некоммерческим, благотворительным и общественным организациям называется pro bono. Такая модель практикуется в подавляющем большинстве американских консалтинговых компаний: согласно профессиональному кодексу американской ассоциации адвокатов, каждый адвокат должен стремиться консультировать pro bono не менее 50 часов в год. Зарубежные организации, работающие в России, тоже практикуют pro bono: например, Deloitte и KPMG активно занимаются интеллектуальным волонтерством.
Специалисты KPMG помогают благотворительным фондам разрабатывать фандрайзинговые стратегии, анализируют их конкурентное окружение, помогают выбрать собственный голос и рассказывают, как выстраивать общение с большими компаниями, чтобы получить поддержку. В 2016 году Deloitte в целом по миру посвятила услугам pro bono 912 тысяч часов — в денежном соотношении это $103 млн.
Осознанное отношение к социальным проектам не тратит ресурсы компании, а только увеличивает их. Поэтому если хотите, чтобы ваши сотрудники научились добру, наполнили свою ежедневную работу дополнительным смыслом и проявили свои лучшие способности —поработайте над полезными благотворительными проектами.