К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женская компания. Как построить бизнес и не потерять друзей

Фото Ulrich Baumgarten via Getty Images
Фото Ulrich Baumgarten via Getty Images
Екатерина Макарова полтора года назад вместе с лучшими подругами запустила сервис каршеринга BelkaCar. Она рассказала Forbes Woman, как эффективно строить бизнес с друзьями и можно ли делить предпринимательство на женское и мужское

С моими бизнес-партнерами Лорианой Сардар и Еленой Мурадовой я дружу почти 12 лет, а полтора года назад запустили совместный стартап. Мы познакомились будучи взрослыми, состоявшимися женщинами — вместе учились в Калифорнийском университете на программе MBA. Наша дружба зародилась на интеллектуальной близости: совпадении интересов и жизненных установок. Думаю, именно поэтому мы так редко обсуждаем проблемы личного характера. Все больше говорим про бизнес. Когда ходим вместе в ресторан и слышим женщин, которые встретились, чтобы посплетничать, то переглядываемся и по-доброму улыбаемся. Такие темы кажутся незначительными, когда живешь своим делом, оценкой рисков и постоянными мыслями о продукте.

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что взаимоотношения подруг в бизнесе будут крепче, если дружба началась в сознательном возрасте — стадии, когда отношения могут легко включить в себя деловое партнерство. В любом бизнесе не обойдется без сложных моментов, но в последнем случае они встречаются значительно реже. Когда тесно дружишь с кем-то с самого детства, между вами есть сильная эмоциональная связь, что прекрасно, но в решении деловых вопросов эмоции чреваты последствиями. Разум должен быть на первом месте.

Мужское и женское в бизнесе

Мужская дружба отличается от женской: она крепче и спокойнее, не подвержена колебаниям по мелочам. Дружба-партнерство, которая сформировалась в зрелом возрасте, больше относится к мужскому типу вне зависимости от того, кто является партнерами — мужчины или женщины.

 

Различается не только стиль дружбы, но и способ ведения бизнеса мужчинами и женщинами. К примеру, там, где компанией руководят мужчины, стиль управления по большей части авторитарный. Есть лишь один правильный вариант и одно мнение, которому необходимо следовать. Партнеры в таких случаях не готовы делиться властью. В женских компаниях часто все по-другому: они тоже могут соперничать, но без фанатизма.

Мужчины чаще создают вертикально-интегрированные структуры, когда власть сконцентрирована на одном человеке. Женщины более склонны к делегированию обязанностей, что для бизнеса несомненный плюс — они не стремятся чувствовать свою незаменимость и спокойно передают задачи вниз по структуре.

 

При всем этом было бы некорректным заявлять, что любой возникающий конфликт между бизнес-партнерами непременно проще погасить с мужчиной — это не так. Если он происходит из-за денег, то эскалировать конфликт скорее всего будет мужчина, так как он более амбициозен в этом смысле. Женщины проще относятся к финансовой составляющей, но с ними тяжелее, когда ссора возникает на эмоциональном уровне.

Гендерного баланса не существует

Нужно ли соблюдать гендерный баланс в компании? Мы знаем несколько основателей компаний, которые четко соблюдают соотношение мужчин и женщин в коллективе. Но честно говоря, не очень понимаю, в чем они от этого выигрывают. Так сложилось, что первыми нашими сотрудниками стали мужчины — мы не сговаривались, но сразу заметили эту особенность, а через какое-то время к нам пришли представительницы прекрасного пола. Для бизнеса пол не важен.

Но лучше не нанимать авторитарных людей. Такой сотрудник рано или поздно начинает «перетягивать одеяло на себя», а страдает компания. Необходимо основательно подходить к поиску сотрудников, особенно на первых порах. Мы сталкивались с кандидатами, опытными мужчинами, порой уже на собеседовании демонстрирующими снисхождение, мол, «девушки в бизнесе — вас еще всему учить и учить». Нет, спасибо.

 

Бизнес не простит конфликтов

Для того чтобы личные отношения не мешали вести дела, нужно четко разграничить обязанности и круг ответственности всех членов команды еще на самом старте. Причем лучше закрепить все на бумаге. Вовсе не для того, чтобы затем бежать в суд при малейшем конфликте, а чтобы перед глазами всегда были нужные пункты договора и все помнили свой круг обязанностей. Да, иногда хочется взять на себя чью-то работу или, наоборот, отдать свою часть. Но бизнес не прощает разболтанности и конфликтов. Все нюансы необходимо обсудить. Каждый член команды должен иметь четко очерченный круг обязанностей. Например, в нашей компании за IT, маркетинг и развитие продукта отвечаю я, Лора несет груз ответственности за финансы, взаимоотношения с инвесторами, городом и управление парком. Лена работает с контрагентами и развивает b2b-продажи.

Перед началом проекта стоит представить его развитие и возможные проблемы, которые могут появиться в процессе «взросления». В том числе и такие неожиданные ситуации, как беременность кого-то из женщин-партнеров. Важно заранее продумать, кому делегировать часть задач и что можно оставить за собой, чтобы вести дела удаленно. Необходимо смоделировать развитие компании, продумать риски, проблемы и пути их решения. Если все сделано правильно, то подруги смогут сохранить дружбу, даже в сложные для совместного бизнеса времена.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+