Гендерная политика в КНДР всегда следовала за идеологическим курсом правящей Трудовой партии Кореи, определявшим текущие задачи северокорейской революции. На начальном этапе социалистической модернизации линия партии содействовала максимально возможной в условиях постколониального корейского общества социально-экономической эмансипации женщин. В дальнейшем, с утверждением чучхе (национальная идеология, разработанная Ким Ир Сеном, руководившим страной в 1948—1994 годах, взамен марксизма-ленинизма) в качестве государственной идеологии КНДР и падением эффективности экономической системы произошел «консервативный поворот», связанный во многом с «возрождением» традиционных корейских ценностей, закрепивших неравенство мужчины и женщины внутри семьи. Между тем начало северокорейской революции безусловно благоприятствовало развитию прав и свобод корейских женщин, ибо без этого, по мнению Ким Ир Сена, невозможен был бы ее успех.
Курс на равенство
Первые преобразования в области женских прав были предприняты в Северной Корее еще до провозглашения правительства КНДР 9 сентября 1948 года (после освобождения Кореи от японского колониализма в августе 1945 года страна была разделена по 38-й параллели на две зоны военной оккупации — под управлением Советской гражданской администрации на Севере и Американской военной администрации на Юге вплоть до 1948 года). С точки зрения гендерной политики важными правовыми актами стали принятые в 1946 году Закон о труде и Закон о равноправии женщин. Именно они заложили основы нового правового статуса женщин в Корее.
Первый устанавливал единые нормы труда, заработной платы и социальных пособий вне зависимости от пола. Речь шла о восьмичасовом рабочем дне, введении минимального возраста трудящегося – 14 лет, предоставлении обязательного ежегодного двухнедельного отпуска и различных социальных пособий — по болезни, беременности, потере кормильца. Закон о труде впервые в истории Кореи вводил обязательный отпуск по беременности: 35 дней до родов и 42 дня — после. В этот период женщине выплачивалось пособие, равное средней зарплате за последние 6 месяцев. Работающие женщины с грудными детьми в возрасте до года получили право отлучаться дважды в день на 30 минут для кормления ребенка. Впоследствии декретный отпуск был увеличен до 150 дней: 60 дней до родов и 90 после них.
По Закону о социалистическом труде 1978 года вводились дополнительные меры, облегчающие труд беременных: запрещался ночной труд, по достижении 4 месяцев беременности отменялись командировки, перемещения по работе на длинные расстояния, а по достижении 6 месяцев и до получения декретного отпуска вводился щадящий рабочий режим.
Разрыв с традицией
Если Закон о труде постулировал формальное равенство мужчин и женщин в профессионально-трудовой сфере, то Закон о равноправии женщин, опубликованный месяц спустя, был направлен на устранение социального неравенства между полами во всех сферах общественной жизни. Прогрессивность этого закона в условиях господства патриархальных устоев сложно переоценить: впервые в корейской истории женщинам официально были дарованы права на равную с мужчинами оплату труда, социальные пособия, образование. Закон запрещал многоженство, продажу и покупку женщин, проституцию и деятельность кисэн — женщин, предоставлявших услуги в увеселительных заведениях. Женщинам были предоставлены равные с мужчинами права на заключение брака, самостоятельный выбор супруга (в Корее девушек традиционно выдавали замуж по согласию между родителями жениха и невесты), расторжение брака, наследство, а также получение алиментов в случае развода. Устанавливался минимальный возраст для вступления в брак: для мужчин – 18, для женщин – 17 лет. Строго запрещалась принуждение к браку, подчеркивалось, что он должен быть заключен по обоюдному согласию будущих супругов.
Исполнение Закона о равноправии женщин представлялось проблематичной задачей: не так просто было порвать с многовековой традицией многоженства, заключения ранних браков и продажи женщин. Тем более что в тяжелых экономических условиях эпохи освобождения (в 1945-1948 годах) женщины могли добровольно принимать статус наложницы — лишь бы прокормиться.
Уголовный кодекс КНДР 1950 года вводил разного рода наказания для лиц (любого пола), нарушающих положения Закона о равноправии женщин. Например, человек, вступивший в брак раньше положенного возраста, подлежал наказанию в виде трудовых работ сроком до года; женщина, добровольно или принудительно занимающаяся проституцией, наказывалась каторжными работами до 5 лет. Таким образом, на законодательном уровне вводились дополнительные меры, принуждающие северокорейских граждан к исполнению этого законодательного акта.
Рабочий класс
С самого начала формирования северокорейской государственности в качестве образца для подражания была выбрана советская модель развития. Идеологической основой проводимой Трудовой партией гендерной политики стала социалистическая концепция освобождения женщин, когда освобождение понимается в контексте классовой борьбы. Женщины, будучи неотъемлемой частью рабочего (крестьянского) класса, могли достичь полного освобождения только в случае классовой революции — сперва буржуазной, потом социалистической.
Чтобы это стало возможным в условиях постколониальной Кореи, женщин для начала нужно было превратить в рабочий класс, ибо по сути они таковым не являлись — большинство были домохозяйками, жившими в сельской местности. Для этого необходимо было, во-первых, вовлечь женщин в общественное производство, а во-вторых, развить их классовое сознание, повысив их участие в общественно-политической жизни государства.
С теоретической точки зрения, до утверждения чучхе в качестве основы государственной идеологии КНДР в конце 1960-х гендерную политику определяла социалистическая концепция освобождения женщин. Важно также указать на фактор Корейской войны (1950-1953 годы): учитывая огромные военные потери Северной Кореи, восстановление ее экономики было немыслимо без максимального вовлечения женщин в общественное производство. На заседании ЦК ТПК в августе 1953 года наиболее остро был поставлен вопрос об обеспечении страны производительными силами — в частности, об увеличении занятости женщин на производстве.
В июле 1958 года специальным постановлением правительства № 84 «О масштабном вовлечении женщин во все отрасли народного хозяйства» был утвержден план, который предусматривал создание дополнительной инфраструктуры для реализации заявленной задачи — детских садов, яслей, общественных прачечных, учебных заведений для подготовки женских кадров, функционировавших на бесплатной основе. Благодаря этой политике уже к концу 1958 года численность женской рабочей силы выросла почти на 30% и продолжила увеличиваться на протяжении 1960-х.
К 1971 году экономическая занятость женщин в Северной Корее составила 53,7%, и на них пришлась половина всей рабочей силы страны – притом что еще в 1948 году женщины составляли только 11% всех рабочих в стране. Исходя из официальных данных переписи населения КНДР за 2008 год и некоторых демографических и экономических изменений за прошедшие 9 лет, вполне вероятно, что экономическая занятость женщин по сей день сохраняется на прежнем уровне.
Мать и жена
Параллельно с укреплением культа личности вождя Ким Ир Сена стал насаждаться культ его матери Кан Бан Сок, а затем первой жены Ким Чон Сук. В июле 1967 года в газете «Родон синмун» (центральный печатный орган Трудовой партии) была опубликована статья о Кан Бан Сок под заголовком «Она наша мать» — с тех пор все женщины страны, особенно замужние, должны были следовать модели поведения любящей матери вождя нации. В 1970 году под эгидой Союза демократических женщин Кореи развернулось движение за 100-кратное прочтение книги о Кан Бан Сок. Если абстрагироваться от революционной идеологии, в рамках которой зарождался культ личности матери Ким Ир Сена, по сути речь о возврате к конфуцианским постулатам: женщина в детстве должна слушаться отца, после свадьбы — мужа, а после смерти последнего — старшего сына. Незаметно произошел возврат к традиционным семейным ценностям, пусть и под прикрытием революционной риторики.
Развертывание культа личности первой жены Ким Ир Сена Ким Чон Сук привнесло некоторые изменения в «идеальный образ северокорейской женщины». В отличие от Кан Бан Сок, Ким Чон Сук, согласно официальной версии, была непосредственным участником революционного партизанского отряда. Она была одновременно и бесстрашной революционеркой, и заботливой женой, и мудрой матерью. Культ личности Ким Чон Сук, во всю мощь развернувшийся в 1970-е, стал апофеозом женской революционной пропаганды в Северной Корее. Северокорейским женщинам стала навязываться такая модель поведения, которая, в принципе, была чужда социалистической концепции освобождения женщин. Гендерная политика приобрела в этом смысле самобытный, чучхейский характер, в котором сплелись воедино старые конфуцианские и новые революционные ценности.
По мере утверждения чучхе в качестве идеологической основы Корейской революции в обществе насаждалась идея революционного чувства долга. Он понимался как беззаветное служение государству и революции, а вместе с этим вождю – Ким Ир Сену — и всем, кто наследовал его власть. Революционизирование семьи сводилось к ее чучхеизации, основанной на сочетании социалистических элементов и патриархата. Стартовав в 1960-е, эта политика действует и по сей день: женщин призывают соответствовать высоким требованиям революции — быть заботливой матерью и женой и активно участвовать в производстве.
Кризис семьи
Считается, что экономический кризис, охвативший Северную Корею в 1990-е годы, повлиял не столько на гендерную политику государства, сколько на осознание северокорейскими женщинами своей роли в обществе. Катастрофическое снижение промышленного производства, сопровождавшееся падением сбора зерновых, обернулось нарушением снабжения населения товарами потребительского спроса. Наводнение 1995 года вызвало острый продовольственный кризис, а затем и голод, продолжавшийся до 1999 года и унесший, по оценкам, жизни 240-600 тыс человек. В тяжелых экономических условиях женщины вынуждены были взять на себя обязательства по обеспечению семьи, а часть домашней работы, в том числе уход за детьми, невольно оказалась обязанностью мужчин.
Как изменилась структура занятости в начале 2000-х, когда последствия голода во многом были преодолены и официально, в ограниченном порядке, была разрешена частная торговая деятельность на рынке? Более половины занятых в торговле (не только на рынках, но в целом на торговых предприятиях) составляли женщины, на рынках их количество достигло 70%. Женщины составляли большинство в легкой промышленности и сфере услуг, где зарплаты были ниже, чем в тяжелой промышленности.
Одним из последствий экономического кризиса стало увеличение возраста вступления в брак среди женщин, а также снижение рождаемости: последние 17 лет коэффициент суммарной рождаемости на на женщину не превышает двух — в 2016 году он составил 1,96. Увеличилось число тех, кто выходил замуж после 30 лет, главным образом потому что они считали обременительным с материальной точки зрения уход за мужем и детьми. Работа на рынке, сопровождавшаяся частыми перемещениями женщин с места на места, их отсутствием дома, не способствовала поддержанию стабильных отношений между супругами и приводила к кризису семьи.
После прихода к власти Ким Чен Ына в 2011 году и на фоне развития рыночных элементов в экономике — введения хозрасчета на промышленных предприятиях и семейного подряда в сельском хозяйстве — существенных изменений в гендерной политике северокорейского руководства не наблюдается. «Государственный патриархат», особенность режимов Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, остается в силе, равно как и навязывание женщинам «двойного бремени» забот – правда, с более активным, чем раньше, подчеркиванием их обязанностей как жен, матерей, снох.