К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Офисный эксперимент: есть ли разница в рабочем поведении мужчин и женщин

Фото Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
Фото Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
Аналитики консалтинговой компании Humanyze, специализирующейся на изучении поведения, решили проверить гипотезу о том, что разница в продвижении женщин и мужчин по службе объясняется различиями в том, как они взаимодействуют с коллегами и менеджментом

Как правило, за основу в подобных исследованиях берутся опросы, но в данном случае методология отличалась: в течение четырех месяцев авторы собирали данные о коммуникациях по электронной почте и офисных коммуникациях для сотен сотрудников в одной транснациональной компании. По их словам, на позициях начального уровня женщины составляли 35-40% сотрудников, а по мере продвижения по карьерной лестнице их становилось все меньше: исследователи разделили все позиции по старшинству на пять уровней, и на четвертом женщин было уже всего 20%.

Кроме того, сотне сотрудников выдали социометрические датчики, которые позволяли отслеживать поведение: передвижения по офису, близость к датчикам других работников и параметры голосов, такие как громкость и тон, не улавливая при этом содержание разговоров. Так можно было фиксировать как сам по себе факт разговора людей и место, где он происходит, так и то, кто из участников в нем доминирует.

Данные собирались анонимно, то есть определить конкретного человека авторы не могли, однако у них были сведения о половой принадлежности, позиции сотрудника и продолжительности его работы в компании. Что касается электронной почты, им были доступны только метаданные, то есть они видели, кто с кем общался, во сколько это происходило и как долго продолжалось – но содержание писем увидеть не могли. Результаты исследования Humanyze опубликовала в Harvard Business Review.

 

Гипотезы авторов были такими: женщины реже получают повышения, потому что либо у них меньше менторов в офисе, либо они меньше времени общаются с менеджментом, либо менее активно, чем мужчины, взаимодействуют с руководителями топового уровня.

Однако проанализировав данные, эксперты Humanyze не обнаружили никаких значимых расхождений в поведении женщин и мужчин на работе: занимая одинаковые позиции, они аналогичным образом распределяли свое рабочее время – проводили одинаковое его количество онлайн, в общении с коллегами и в состоянии сосредоточенной работы. На всех пяти уровнях старшинства они получали статистически одинаковые оценки своей работы. При этом и мужчины, и женщины в среднем были удалены от старшего менеджмента на два звена социального графа. «То есть если Джон знает Кейт, а Кейт знает менеджера, Джона от менеджера отделяют две социальные связи», — объясняют исследователи (цитата по HBR).

 

С точки зрения центральности в офисной социальной сети разницы между представителями двух полов аналитики также не обнаружили. Они использовали метрику под названием «взвешенная центральность», которая учитывает как число социальных связей человека в офисе, так и время, которое он затрачивает на общение с этими людьми.

Таким образом, авторы приходят к выводу, что разницу в продвижении по службе нельзя объяснить поведенческими особенностями, и в качестве альтернативного объяснения предлагают предвзятость (bias) – то, что роль играет не поведение представителя какого-то пола, а то, как оно воспринимается другими. Кроме того, подчеркивают они, гендерный дисбаланс на более высоких позициях может быть связан с тем, что они предполагают большую нагрузку – притом что общественные ожидания устроены таким образом, что женщины вынуждены балансировать профессиональную и семейную жизнь и «диспропорциональный объем домашней работы».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+