К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Операция «Преемник»: детские фантазии – на пользу предпринимательскому будущему

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Чтобы быть уверенным в счастливом будущем ребенка, родителям достаточно обучить их решительности, креативности и  смелости. Психолог Марина Мелия о том, почему детям полезно бездельничать

Креативность сегодня востребована как никогда: мир меняется, необходимые еще вчера знания и навыки, возможно, завтра будут не нужны, зато гибкость, умение быстро перестраиваться, готовность к инновациям, к восприятию нового и необычного всегда в цене. Что такое креативность в бизнесе? Это способность постоянно придумывать новые продукты и направления развития своей компании, искать незаполненные ниши – то, чего нет у конкурентов. И, конечно, она необходима, когда возникают проблемы. Вышел новый закон и можно позволить ему убить твое дело, а можно найти легальный способ работать в новых условиях. Предприниматель в России все время должен продуцировать новые идеи, предлагать неожиданные ходы, выходить за рамки обыденности, отклоняться от традиционных, общепринятых схем – тогда он будет успешным.

Я выделяю три составляющих креативности:

оригинальность мышления – умение рассмотреть старую идею в необычном ключе, решить проблему нешаблонно;

 

гибкость ума – способность быстро переключаться в зависимости от ситуации, менять направление на ходу, например, во время переговоров;

производительность мышления – способность быть «фабрикой идей», умение разрабатывать гипотезы, строить предположения, беглость, быстрота мысли.

 

Наше мышление можно условно разделить на два типа – репродуктивное и продуктивное. Репродуктивное мышление основано на знаниях и алгоритмах. Фактически все обучение сводится к овладению набором ходов для поиска единственно правильного ответа.

Продуктивное мышление – это умение найти, придумать новое решение. Здесь необходимы оригинальность и гибкость ума, и – что очень важно – желание заглянуть в неизведанное, мотивация к креативности, отсутствие страха перед «нерешаемыми» задачами.

Дети креативны по своей природе, они все время что-то придумывают, фантазируют. Остается только развивать это замечательное качество. Но мы идем по совершенно другому пути – забиваем их головы знаниями и подавляем творческое начало. Разумеется, знания необходимы. Согласно исследованиям, при IQ ниже 120 креативность вряд ли возможна. Однако  есть немало людей с блестящим образованием, которые ничего нового придумать не могут, в то время как многие из тех, кто книжек не читает, «креативят» постоянно.  Креативность тренируется, как мышца, и развивать ее можно с самого раннего возраста.

 

Дать время побездельничать. Наш мозг устроен так, что креативные решения могут приходить в момент релаксации, рассеянного внимания. Конечно, идеи не рождаются на пустом месте, их появлению предшествует напряженная работа по поиску решений. Идея – это комбинация знаний, мыслей, переживаний, всего того, что благодаря обучению и опыту разложено по «ящичкам» в нашей голове. Зачастую подсознание достает ответ из этих «ящичков» в самый неожиданный момент. Мы говорим: «О, осенило!» Но озарение возможно только в условиях покоя.

Когда меня спрашивают: «Как мне повысить свою эффективность?», я зачастую советую научиться расслабляться. Звучит как парадокс, но после полноценного отдыха голова начинает продуцировать действительно что-нибудь оригинальное.

Мы требуем постоянного напряжения и от себя, и от наших детей. Но человек не может всегда быть в тонусе. Иногда нам всем – и детям, и взрослым – просто необходимо ничегонеделание: отдохнуть, послоняться, поболтать, поскучать. В течение дня у ребенка обязательно должно быть ничем не занятое, «скучное» время. Потраченное, по мнению взрослых, впустую, оно на самом деле невероятно ценно. Если ребенка никто не будоражит, появляется возможность спокойно помечтать, поразмышлять.

Учить оригинально мыслить. Существуют специальные игры, помогающие развивать креативность, и в которые дети могут играть вместе со взрослыми — игры в ассоциации, игры со словами и др. Предположим, надо придумать прилагательные к какому-нибудь существительному – сначала подходящие (блюдце – керамическое, фаянсовое, расписанное, зеленое), а потом неподходящие (живое, шерстяное, мягкое, гибкое). Можно сочинить историю, связав два произвольно выбранных слова или передавая друг другу эстафету. Интересно порассуждать о том, что было до момента, который на изображен на картине, и что будет потом, придумать свой финал для книги, которую еще не дочитали. Можно пофантазировать о том, как использовать привычную вещь необычным образом, или нарисовать 10 картинок, скажем, с треугольником, который становится то клювом птицы, то крышей домика, то флажком в руках у мальчика или юбкой принцессы. В эти игры могут играть все члены семьи. Важно не экзаменовать ребенка, а участвовать в игре наравне с ним.

Полезно менять алгоритмы привычных действий: маршрут, по которому мы ведем ребенка в школу; порядок одевания; место за столом. Интересно попробовать вариант, когда вся семья в какой-нибудь день ест левой рукой. Можно дегустировать новые блюда в разных ресторанах – сегодня идем в индийский, завтра в китайский, а потом дома «сочиняем» какое-нибудь экзотическое блюдо.

 

Старшекласснику наверняка понравится писать очередное сочинение не дома, а в кафе – легкий шум хорошо действует на мыслительные процессы. Кстати, Джоан Роулинг писала «Гарри Поттера» именно в кафе. Такие вкрапления в обычную жизнь меняют угол зрения, а значит способствуют развитию креативности.

Мы заваливаем детей готовыми играми с готовыми сценариями, а надо давать им время на абсолютно свободную, спонтанную игру, в которой они могут реализовать свои фантазии: ребенок срывает с куста листик, и он тут же становится тарелкой, ветка – лошадкой, брусок – машинкой и т.д. Такая игра со стороны выглядит бестолковой возней, но нам даже трудно представить, как интенсивно в этот момент работает мозг ребенка, как развивается сознание, каких высот достигает креативность.

Тренироваться продуцировать идеи. Важно научить ребенка концентрироваться, собираться и быть креативным тогда, когда надо, а не только когда придет вдохновение. Дети иногда не могут ничего придумать просто потому, что не могут сосредоточиться. И этому тоже нужно учить.

Когда проблема требует нестандартного решения, важно предложить как можно больше идей. Это как в футболе: чем больше ударов по воротам, тем выше шанс забить гол.

 

Можно устроить своего рода мозговой штурм на тему «что подарить маме на день рождения». Важно не критиковать, не оценивать идеи, не думать, плохие они или хорошие, можно ли их воплотить в жизнь. Мы хвалим за каждую идею, поддерживаем их, думаем свободно. Поначалу они наверняка будут банальными, потом начнут появляться нестандартные, а дальше – совершенно неожиданные. Важно их записывать и лучше на карточки, которые можно приклеить, отклеить, по-разному классифицировать.

Когда ребенок вырастет, он не будет бояться предлагать идеи, ему будет интересно придумывать новое, он будет мотивирован на это. И, главное, у него уже будет опыт, который он сможет использовать в разных ситуациях. У таких занятий есть и вторичная психологическая выгода – они помогают улучшить отношения с ребенком, стать ближе, а заодно развивают креативность родителей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+