Проблемы рынка: японские компании намерены покрыть дефицит сотрудников с помощью домохозяек
В начале сентября 2017 года японский McDonald’s объявил о запуске двухмесячной программы найма, направленной на привлечение к работе домохозяек. Идея в следующем: потенциальные работники, которые переживают по поводу возвращения на рынок труда после долгого перерыва, смогут принять участие в получасовой пробной сессии в различных подразделениях фастфуд-гиганта по всей стране.
Другая сеть кафе в Японии, Pronto, на своем сайте подчеркивает, что с радостью примет на работу ведущих домашнее хозяйство мужчин и женщин.
Вторая по величине сеть минимаркетов в Японии, FamilyMart, собирается взять на неполную ставку 100 000 человек в следующие два года, рассказывал Reuters президент компании Такаши Савада. «Если мы предложим гибкий график, мы сможем нанять гораздо больше [домохозяек]. Они привыкают к работе и долго остаются с нами», — объяснял он, подчеркивая, что ключ к успеху в том, чтобы суметь действительно предложить гибкие условия труда в стране, где нормой является длинный рабочий день: The Economist сообщал, что более 10% японских компаний признают, что некоторые их работники ежемесячно работают порядка 100 часов сверхурочно.
Число сервисов, которые предлагает сеть, в последние годы значительно увеличилось: можно забрать покупки, сделанные онлайн, купить утренний кофе, оплатить счета за электричество. Все это увеличивает и нагрузку персонала. Компания провела исследование в 12 000 своих торговых точках и выяснила, что около 80% из них сталкиваются к нехваткой трудовых ресурсов.
Дефицит рабочей силы в Японии достиг 43-летнего максимума в конце июня 2017 года, если оценивать его по отношению числа открытых вакансий к числу кандидатов: показатель составил 1,49, превысив предыдущий рекорд – за февраль 1974 год (оценка включает как постоянные, так и временные позиции).
Уже в мае 2017 года в интервью CNBC премьер-министр Японии Синдзо Абе говорил, что в свете такой ситуации на рынке труда можно ожидать, что заработные платы начнут расти. Улучшение заработных плат, по замыслу администрации Абе должно трансформироваться в рост потребительских расходов, а увеличение внутреннего спроса – ключевая задача экономической политики премьер-министра. Тем не менее, базовая оплата труда в 2016 году (то есть без учета переработок и бонусов) выросла лишь на 0,2%. Это объясняется ростом числа иностранных работников и более активным участием женщин и старшего поколения в рабочей силе, отмечал The Economist. Последних на рынке за последние два года стало на 2 млн больше. Сказывается и рост числа работников на неполной ставке.
По данным Всемирного банка, показатель участия женщин в рабочей силе в Японии не изменился с 1990 года в лучшую сторону. Тогда он составлял 54,5% в 2016 году – 50,3% (оценка Всемирной организации труда). Привлечение женщин на рынок труда также входит в экономическую программу Синдзо Абе: с момент его вступления в должность правительство, например, расширило программу господдержки дневного ухода за детьми и ограничило объем возможных переработок, чтобы создать лучшие условия в том числе для работающих женщин. И участие женщин в возрасте 15-64 лет за время правления Абе увеличивалось на 1 процентный пункт в год, приводил цифры Quartz – особенно этот рост коснулся женщин в возрастной группе от 55 до 64 лет. При этом Япония по состоянию на 2015 год оставалась страной с самым высоким, после Южной Кореи, разрывом в заработной плате мужчин и женщин среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 25,7% (в Корее – 37,2%).