К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Проблемы рынка: японские компании намерены покрыть дефицит сотрудников с помощью домохозяек

Фото Kiyoshi Ota / Bloomberg via Getty Images
Фото Kiyoshi Ota / Bloomberg via Getty Images
Недостаток рабочей силы в Японии достиг максимальной отметки за 43 года. Чтобы справиться с дефицитом персонала, японские компании нацелились на привлечение в ряды своих работников домохозяек

В начале сентября 2017 года японский McDonald’s объявил о запуске двухмесячной программы найма, направленной на привлечение к работе домохозяек. Идея в следующем: потенциальные работники, которые переживают по поводу возвращения на рынок труда после долгого перерыва, смогут принять участие в получасовой пробной сессии в различных подразделениях фастфуд-гиганта по всей стране.

Другая сеть кафе в Японии, Pronto, на своем сайте подчеркивает, что с радостью примет на работу ведущих домашнее хозяйство мужчин и женщин.

Вторая по величине сеть минимаркетов в Японии, FamilyMart, собирается взять на неполную ставку 100 000 человек в следующие два года, рассказывал Reuters президент компании Такаши Савада. «Если мы предложим гибкий график, мы сможем нанять гораздо больше [домохозяек]. Они привыкают к работе и долго остаются с нами», — объяснял он, подчеркивая, что ключ к успеху в том, чтобы суметь действительно предложить гибкие условия труда в стране, где нормой является длинный рабочий день: The Economist сообщал, что более 10% японских компаний признают, что некоторые их работники ежемесячно работают порядка 100 часов сверхурочно.

 

Число сервисов, которые предлагает сеть, в последние годы значительно увеличилось: можно забрать покупки, сделанные онлайн, купить утренний кофе, оплатить счета за электричество. Все это увеличивает и нагрузку персонала. Компания провела исследование в 12 000 своих торговых точках и выяснила, что около 80% из них сталкиваются к нехваткой трудовых ресурсов.

Дефицит рабочей силы в Японии достиг 43-летнего максимума в конце июня 2017 года, если оценивать его по отношению числа открытых вакансий к числу кандидатов: показатель составил 1,49, превысив предыдущий рекорд – за февраль 1974 год (оценка включает как постоянные, так и временные позиции).

 

Уже в мае 2017 года в интервью CNBC премьер-министр Японии Синдзо Абе говорил, что в свете такой ситуации на рынке труда можно ожидать, что заработные платы начнут расти. Улучшение заработных плат, по замыслу администрации Абе должно трансформироваться в рост потребительских расходов, а увеличение внутреннего спроса – ключевая задача экономической политики премьер-министра. Тем не менее, базовая оплата труда в 2016 году (то есть без учета переработок и бонусов) выросла лишь на 0,2%. Это объясняется ростом числа иностранных работников и более активным участием женщин и старшего поколения в рабочей силе, отмечал The Economist. Последних на рынке за последние два года стало на 2 млн больше. Сказывается и рост числа работников на неполной ставке.

По данным Всемирного банка, показатель участия женщин в рабочей силе в Японии не изменился с 1990 года в лучшую сторону. Тогда он составлял 54,5% в 2016 году – 50,3% (оценка Всемирной организации труда).  Привлечение женщин на рынок труда также входит в экономическую программу Синдзо Абе: с момент его вступления в должность правительство, например, расширило программу господдержки дневного ухода за детьми и ограничило объем возможных переработок, чтобы создать лучшие условия в том числе для работающих женщин. И участие женщин в возрасте 15-64 лет за время правления Абе увеличивалось на 1 процентный пункт в год, приводил цифры Quartz – особенно этот рост коснулся женщин в возрастной группе от 55 до 64 лет. При этом Япония по состоянию на 2015 год оставалась страной с самым высоким, после Южной Кореи, разрывом в заработной плате мужчин и женщин среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 25,7% (в Корее – 37,2%).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+