К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Одна вокруг света: путь к сердцу Африки лежит через Марокко

Одна вокруг света: путь к сердцу Африки лежит через Марокко
Одиннадцатая серия блога о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: Марокко — путь от Сеута до Рабата

Бывшая сотрудница  агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании  с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета.

Автопробег по Европе я завершила в испанском Альхесирасе. Если подняться на скалу, то хорошо виден африканский берег. Это Марокко. Туда я буду переправляться на пароме.

После слишком правильной Европы, со всеми её условностями и рамками, Марокко для меня – оазис свободы. Здесь мне легко и ровно дышится. Может быть потому, что я не впервые в этой стране, но чувствую себя родной и близкой. Мысли материализуются моментально, люди радушны и отзывчивы. И даже дождь начинает моросить, заглушая жару. Осадки в это время года здесь редкость.

 

Путь мой лежит до столицы страны – Рабата. Там в мавританском посольстве я буду подавать документы на визу. По своему обыкновению еду не по побережью, а по внутренним дорогам, малоисхоженным иностранцами. Интересно наблюдать за настоящей жизнью марокканских провинций – здешние рынки и пейзажи красноречиво рассказывают, чем занимаются люди этой местности.

В окрестностях Тетуана – рыбные базары. Свежий улов жарят тут же в многочисленных ресторанчиках. В деревнях до Шефшауена — настоящее луковое королевство. Встречаю яркого представителя этого государства –король, да и только! На десятки километров вокруг Сиди Амеур – сенный рай, свежеприготовленные брикеты сухой травы складывают домиками.  Сверху постройка обмазывается глиняной замазкой, получается непромокаемая крыша.

 

Про дорожное движение в Марокко надо сказать отдельно. В каждом регионе оно отличается нюансами, но неизменно одно: правила не соблюдаются от слова «Совсем». Пешеходы бросаются под колеса, перебегая дорогу неожиданно и где придется. Разметку никто из водителей не соблюдает. Поворотники – абсолютно лишняя деталь в автомобиле, за каждый неловкий маневр или секундное замешательство на светофоре тебе сигналят со всех сторон, а рвануть накрасный – привычное дело. Я на дорогах стараюсь следовать правилу «Лучше медленно, но верно». Да и местная полиция пресекает только скоростные нарушения, в остальном здесь властвует полный хаос. Жандармы здесь чуть ли не каждом перекрестке, поставлены чтобы регулировать движение. Однако если ты на круговой развязке, даже самые нетерпеливые водители не станут сигналить, подрезать, подгонять или ругаться. Ибо при всей хаотичности марокканского движения, все соблюдают закон первого на круге.

Два дня в пути, и я в Рабате. Иду на набережную. Рыбаки штопают сети, океан – первейший кормилец. Мальчишки гоняют мяч, футболистов от мала до велика можно встретить везде — на набережной, во дворе, в парке, даже на парковке и проезжей части. Сложилось впечатление, что это любимая игра марроканской детворы. Они с разбега ныряют в соленую воду, соревнуясь в дальности и креативности прыжка. Мастерицы наносят хной тату – у каждой третьей женщины красуется причудливый узор на руках или ногах. Мое внимание привлекают водные мотоциклы, подхожу ближе, чтобы рассмотреть. Не учла, что платформа скользкая, упала и спланировала в океан на пятой точке, утягивая за собой Грету на поводке. Перехватить меня пытались четверо спортсменов-водников. Безуспешно. Их остановил  яростный собачий лай – Грета воспринимает резкие движения в мою сторону, как угрозу. В итоге я сама искупалась в океане и утопила телефон. Ключи от автомобиля выловили уже на дне мои несостоявшиеся спасатели, а я осталась без связи.

Приказал долго жить не только телефон, но и сим-карта. Что делать? К номеру телефона привязаны необходимые в дороге приложения, без него они бесполезны. Связалась с оператором связи по интернету, предложили переправить мне новую карту в Марокко. Счастье есть! Но ждать придется неделю. Договариваюсь с администратором отеля, чтобы приняли посылку на мое имя, и отправляюсь в окрестности Рабата.

 

За городом вижу удивительное явление. На исходе дня одновременно появились два светила — уходящее солнце, совершенно белое в дымке испаряющегося воздуха, и полная луна, тоже ослепительно белая. Два сияющих диска, встретившихся в марокканском небе.

Утром следующего дня встречаю журавлей. Издалека любуюсь на водохранилище, лазурные воды которого окружают камни и зелень. Подъехать к нему нельзя, секретный объект обеспечивает водой Рабат и близлежащие города и деревни.

Решаюсь попробовать плоды кактуса. Они растут здесь на каждом шагу. Местные жители их собирают и продают у дороги. Почему они продаются, я поняла только тогда, когда сорвала один, голой рукой. Тут же мои пальцы покрылись мелкими, противными, незримыми иголками. Это плоды опунции, и если не знать, как с ними обращаться, становишься похожим на дикобраза. Оказывается, их трут песочком, чтобы избавить от назойливых иголок, и обязательно в перчатках. А плоды оказались сочными и вкусными.

Вдруг слышу выстрелы и топот копыт. Первая реакция – испуг, но за шумом оружия последовали бурные овации и крики, характерные для спортивных баталий. Подъезжаю ближе, рассмотреть что происходит. На огромном поле – сотни три всадников, разделенные на группы. Они становятся в ряд, по команде стартуют, приближаются к цели и одновременно производят оружейный залп. Дух захватывает. Лошади во всей красе,наездники в белых одеяниях смотрятся феерично! Публика, укрывшись от солнца на импровизированных трибунах, рукоплещет каждому выходу и не скупится на ободряющие выкрики. Тбореда – так называется это действо, — традиционные марроканские конные состязания, имитирующие военные тактики XV века. Они очень популярны и проводятся как национальный праздник.

Я же отправляюсь в Мекнес, где, как затем оказалось, я окунусь в настоящий повседневный быт местных берберов.

 

В Мекнесе я ищу жилье. С предложением комнаты ко мне подошел молодой человек. Посредничество здесь – обычное дело. Мы не сошлись в цене, и он пригласил меня в качестве гостьи в свой дом. Не перестаю удивляться марроканцам: если на тебе нельзя заработать, они проявляют чудеса гостеприимства и готовы отдать последнюю рубашку. Халиль знакомит меня со своей матерью, сестрой и женой, молодые супруги ждут первенца. В доме четыре кошки, приходится как следует продумывать логистику передвижения с Гретой, чтобы животные случайно или неслучайно не встретились. Грета еще та собака, не устоит ни перед одним кошачьим хвостом.

Вечером — хаммам, берберский ужин и чаепитие, знакомство с традициями и бытом, утром — прогулка по медине. Халиль стал моим гидом и переводчиком, мы легко нашли общий язык, ибо уровень английского у нас примерно одинаковый. Мекнес — не туристический город, здесь редко встретишь иностранца, тем более из России. Посещают этот город в основном французы и испанцы. В Мекнесе несколько берберских ассоциаций, которые производят специи, ковровые изделия, кожу, национальную одежду, выращивают скот, птицу и овощи, занимаются другими ремеслами. В медине я попробовала местный инжир, простоквашу и национальное кушанье «змыта», которое готовят из 45 специй.

После Мекнеса отправляюсь к озеру Афенурир. Чтобы попасть к нему, надо проехать порядка 30 км грунтовой дороги, большая часть которой и не грунтовая вовсе, а каменистая. Часть ее лежит через густой хвойный лес. Какой там запах! Непередаваемый. Невозможно не остановиться. Однако уже сумерки, воображение рисует картины, как одно из деревьев со скрипом падает на дорогу перед машиной, из чащи леса выбегают разбойники…. Зловещую картину дополняет зарница, освещающая уже темное небо и обещающая грозу. Но стихия обходит стороной, да и откуда в Марокко разбойники на лесной дороге? Только пастушьи собаки, лающие вслед и провожающие почти до места моей стоянки.

Рядом — поселение пастухов. Озеро их кормит и поит. Дети — активные помощники по хозяйству. Выгоревшую на солнце траву заменяет сочная ряска, в обилии растущая в озере. Дети собирают её в тачки и кормят овец. Вот такие особенности национального скотоводства.

 

К вопросу о воспитании. Угощаю мальчишек яблоками — в моём дорожном холодильнике их оказалось как раз три. В ответ слышу арабское «шукран» (спасибо), дети разделили одно яблоко на троих, остальные отнесли в дом, родителям.

Возвращаюсь в Рабат, получаю посылку с сим-картой, оформляю в мавританском посольстве визу и отправляюсь в Касабланку. Там мне предстоит подготовка к перегону через Западную Сахару и Мавританию: сделать ТО автомобиля, две прививки, необходимые для стран Западной Африки, запастись топливом и продуктами.

Дорога Сеута-Рабат. По своему обыкновению еду не по побережью, а по внутренним дорогам, малоисхоженным иностранцами. Интересно наблюдать за настоящей жизнью марокканских провинций – здешние рынки и пейзажи красноречиво рассказывают, чем занимаются люди этой местности.

В деревнях до Шефшауена — настоящее луковое королевство. Встречаю яркого представителя этого государства –король, да и только!

Рабат. Дети с разбега ныряют в соленую воду, соревнуясь в дальности и креативности прыжка.

Рабат

Столица Марокко — Рабат

Рабат

Рабат

Столица Марокко — Рабат

Мастерицы наносят хной тату – у каждой третьей женщины красуется причудливый узор на руках или ногах.

«Фейсбук!» Громко крикнул самый старший из подростков, увидев, что я достала фотокамеру. Остальные тут же выстроились, как по команде, и взялись показывать акробатические трюки в оросительном канале, умело позировать и командовать, куда и как мне лучше направлять объектив. Спонтанное и бесхитростное аква-шоу для российской туристки!

Рабат

Рабат

Тбореда - традиционные марроканские конные состязания, имитирующие военные тактики XV века. Они очень популярны и проводятся как национальный праздник.

Тбореда. Лошади во всей красе,наездники в белых одеяниях смотрятся феерично!

В Мекнесе я ищу жилье. С предложением комнаты ко мне подошел молодой человек. Посредничество здесь – обычное дело. Мы не сошлись в цене, и он пригласил меня в качестве гостьи в свой дом.

Мекнес

Мекнес

Мекнес — не туристический город, здесь редко встретишь иностранца, тем более из России. Посещают этот город в основном французы и испанцы.

Мекнес

После Мекнеса отправляюсь к озеру Афенурир. Чтобы попасть к нему, надо проехать порядка 30 км грунтовой дороги, большая часть которой и не грунтовая вовсе, а каменистая. Рядом — поселение пастухов. Озеро их кормит и поит.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+