Предметы роскоши – это знаки отличия, говорящие о принадлежности к кругу избранных. И многие состоятельные родители стараются показать, что не только они сами, но и их дети — «не из простых». Вряд ли семилетнему ребенку нужен дорогой мобильный телефон или супермодная дизайнерская одежда, но его буквально заваливают вещами класса люкс. Конечно, странно, если родители ездят на шикарных автомобилях, отдыхают на престижных курортах, одеваются в лучших бутиках, но при этом держат своего ребенка в черном теле. Дети как члены семьи должны жить в тех же условиях, что и родители. Проблемы начинаются тогда, когда родители, сознательно или нет, внушают ребенку, что роскошь – это необходимость, обязательное условие нормальной жизни, а те, кто этого лишен, – глубоко несчастные люди.
Один бизнесмен рассказал мне такую историю: он подарил сыну дорогой автомобиль, а через неделю увидел с ним девушку, отношения с которой не одобрял. Отец потребовал, чтобы парень порвал с «недостойной» девицей. Тот отказался, и отец отобрал машину с условием, что вернет, когда сын перестанет с ней встречаться. Юноша попытался возразить, говорил о серьезных чувствах. Тогда его лишили еще и «золотой» кредитной карты. В конце концов, как сказал его отец, «бабло победило зло». И тогда я спросила: «А каким вы хотите видеть своего сына: ответственным, решительным, способным постоять за себя и за близкого человека или меркантильным, зависимым и слабым?». Мой вопрос заставил бизнесмена задуматься.
Как влияет на ребенка погружение в роскошь?
• Во-первых, он подсаживается на иглу искусственных потребностей, впитывает философию dolce vita и вырастает готовым жертвовать истинными ценностями, лишь бы иметь то, к чему привык с детства. Он в большей степени принадлежит не себе, а родителям. Нередко он вынужден выбирать профессию, место жительства, супруга, друзей, ориентируясь не на собственные чувства, интересы и желания, а на сохранение и поддержание заданного уровня жизни.
• Во-вторых, стирается грань, разделяющая достаточное и избыточное. Ребенок требует от родителей все больше и больше, «игрушки» становятся все дороже, и, став взрослым, он превращается в человека, которому постоянно чего-то не хватает. Даже неограниченные материальные возможности не дают чувства насыщения. Человек проводит жизнь в безнадежном поиске «той самой» вещи. Кажется, еще чуть-чуть – куплю новую машину или новый дом — и станет хорошо. Наконец он получает желаемое, но ничего не меняется, поэтому ему трудно избавиться от внутреннего напряжения, он вечно чем-то недоволен.
• В-третьих, как показало гарвардское исследование под названием «Дьявол носит Prada», роскошь сбивает «моральный компас» человека. В ходе эксперимента участников разделили на две группы: одни любовались предметами роскоши, а другие смотрели на обычные, недорогие, но функциональные вещи. Затем, согласно сценарию, каждый представлял себя главой фирмы, которому необходимо принять решение о производстве прибыльного продукта – автомобиля, компьютерной программы или видеоигры. По условиям они знали, что продукт потенциально опасен: автомобиль загрязняет окружающую среду, программное обеспечение содержит вирусы, а видеоигра воспитывает в подростках жестокость. Оказалось, что те, кто «погряз в роскоши», были готовы принять выгодное решение в ущерб интересам других людей. И не потому, что хотели причинить кому-то вред, а просто из корысти и эгоизма.
Избыточное потребление несет в себе большие риски особенно в наши дни, когда большинство склонно переоценивать материальную сторону жизни. И дети живут по принципу «я есть то, что у меня есть и что я потребляю». Знаменитый психолог Эрих Фромм описал два способа существования человека – «иметь» и «быть» – и, соответственно, две принципиально разные позиции – потребитель и творец. Родители, которые добились успеха благодаря своим талантам и усилиям, наверняка могут отнести себя к творцам. Но дети не видят и не знают, как, где и сколько мы работаем, важная часть жизни для них остается в тени. Поэтому нужно рассказывать ребенку, как увлекательно заниматься любимым делом, объяснять, что работа может приносить гораздо большее удовлетворение, чем вещи, которые можно купить на заработанные деньги. Наша задача – преобразовать желание маленького человека иметь и потреблять в стремление быть и творить. При этом саморазвитие не исключает, а скорее предполагает успех и признание, а значит, и возможность «иметь». В этом случае наши финансовые ресурсы будут служить ему поддержкой.
Но прежде всего стоит разобраться, как мы сами относимся к деньгам и роскоши: для нас они фетиш или инструмент, дающий возможность организовать свою жизнь так, как нам хочется? Если мама даже в шутку говорит, что «сумок Birkin много не бывает», ребенок воспринимает это однозначно, как реальный факт, чуть ли не как руководство к действию. Поэтому вместо разговоров об очередной покупке, возможно, стоит поговорить о том, что заставляет нас чувствовать себя нужными, полезными, самодостаточными. Кроме работы это может быть забота о людях, которые рядом с нами, благотворительность.
Я уверена, что, несмотря на дефицит времени, мы можем передать детям наши ценности. Я тоже много работала и мало времени проводила дома. У меня трое детей, сейчас уже взрослых, они до сих пор вспоминают слова, которые слышали от меня в детстве: «Представьте, что в доме случился пожар, все сгорело, и вы выскочили на улицу без ничего. Что у вас осталось? Отношения с близкими, здоровье, знания, опыт, любимое дело. Это и есть самое главное. Вот в это и надо вкладываться, это и надо по-настоящему беречь».