К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рыночные отношения: как устроены приложения для знакомств и как мы в них себя ведем

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Что нужно знать про мобильные dating-приложения, чтобы получать от них пользу, а не разочарование.

В глобальном мире с новыми технологиями, урбанизацией, консюмеризмом и мобильностью меняются и ежедневные социальные практики. Это касается даже дружбы: мы все чаще переписываемся с друзьями и не представляем свою жизнь без мессенджеров и социальных сетей, которые позволяют постоянно быть на связи.

Личное пространство перестало быть личным: мы активно делимся своей жизнью с окружающими. Фото в зеркале ванной или туалета — яркий пример того, как, сфотографировавшись в приватном пространстве, мы делаем снимок публичным и ждем реакции виртуального сообщества. Сфера знакомств не осталась в стороне: мы выходим в сеть в поисках второй половинки, и случаев, когда пара познакомилась в интернете, становится все больше.

Больше не стыдно

 

Тема знакомств в сети долгое время была стигматизирована: среднестатистический пользователь сайта знакомств представлялся нам кем-то, лишенным нормальных навыков коммуникации. Было стыдно иметь профиль на сайте знакомств, стыдно быть раскрытым, стыдно рассказать об этом друзьям. Любовь должна была прийти неожиданно, подарить нам крылья. В рамках такой логики романтические отношения просто не могут быть результатом систематичного пролистывания профилей кандидатов, подобранных алгоритмом искусственного интеллекта.

Ситуация меняется: например, по данным Pew Research Center, с 2005 по 2015 год доля взрослых американцев, которые считают, что онлайн-дейтинг – хороший способ с кем-то познакомиться, выросла с 44% до 59%, а доля тех, кто уверен, что сайтами знакомств пользуются только совсем отчаявшиеся люди, напротив, сократилась с 29% до 23%. Доля молодых взрослых в США, которые сами пользуются сайтами или приложениями для знакомств, только с 2013 по 2015 год выросла почти в три раза. Среди россиян пока в интернете готовы знакомиться только 25%, а 52% предпочитают делать это офлайн – к таким выводам в 2012 году пришел ВЦИОМ. После этого российские исследовательские компании к теме не возвращались.

 

В России первые сайты знакомств появились в начале 2000-х годов, и с тех пор их число неуклонно растет. Однако настоящую революцию на рынке произвели мобильные приложения. Один из самых успешных примеров — Tinder. Приложение легко устанавливается на смартфон, синхронизируется с Facebook и предлагает пользователю добавить небольшое описание себя: максимум 6 фотографий и текст длиной не более 500 символов. После этого задаются параметры поиска: пол, возраст и, что немаловажно, радиус диапазона для возможного знакомства. Tinder отображает профили людей и предлагает каждому в потенциальной паре сделать выбор: поставить «лайк» (смахнуть вправо), если вы хотите начать общение, или отказаться (смахнуть влево).

Приложение радикальным образом меняет подход к онлайн знакомствам: за счет формата, настроек и интерфейса достигается эффект мобильности и синхронности. Знакомства онлайн перестают быть ритуалом: достаточно достать смартфон — и через 20 минут можно встретиться с человеком, который показался вам привлекательным. Результат – 1,4 млрд «смахиваний» и 26 млн «пар» в день в 196 странах.

По законам рынка

 

Зачем мы приходим в Tinder? Что и кого ищем на его просторах? Существует множество теорий, объясняющих эту практику: как уже хорошо известные (пирамида Маслоу), так и новые, учитывающие особенности приложения.  Например, бельгийские исследователь массовых коммуникаций Элизабет Тимерманс и психолог Элиэн Де Клов считают, что основная мотивация пользователей Tinder — это социальное одобрение и повышение самооценки. За счет быстрой механики принятия решений можно просмотреть десятки профилей за раз. Большое количество «пар» — следствие взаимных «лайков» — создает ощущение принятия и собственной привлекательности.  Это может стать, скажем, одним из инструментов терапии после недавнего расставания.

Частотой упоминания пользователями в качестве целей выделяются, безусловно, романтические и сексуальные отношения — причем мы все чаще видим в описаниях «серьезные намерения» и «поиск спутника жизни».

Но Tinder, как и другие соцсети, — в том числе инструмент для развлечения. Его используют путешественники в поисках советов от «местных» и «местные», которые хотят практиковать иностранный язык. Иногда в Tinder ищут даже бизнес-партнеров.

У Tinder есть ряд очевидных плюсов по сравнению с традиционными сайтами знакомств: возможность встретиться здесь и сейчас, упрощенный интерфейс, который сокращает время на поиск партнера, и минимальная вероятность обмана — за счет синхронизации с профилем в соцсетях.

Создается «рынок» онлайн-дейтинга, работающий по законам спроса и предложения: «потребители» присматриваются к профилям потенциальных партнеров, как к товарам. Каждый может, как грамотный маркетолог, провести «исследование рынка» и построить свой профиль так, чтобы привлечь интересных ему людей. Эта рациональная схема определяет нашу стратегию самопрезентации.

 

Показать себя

Задумываемся ли мы о создании «правильного» образа, заполняя свой профиль, и чем руководствуемся? Есть разные стратегии самопрезентации, и объяснять их можно тоже по-разному. Американский социолог Ирвинг Гофман полагает, что процесс подбора подходящей «роли» вообще неосознанный: мы заполняем профиль про себя, но если попросить постороннего человека оценить его, можно не узнать того, кого он опишет. Американские социальные психологи Эдвард Джонс и Тэйн Питтман считают, что самопрезентация — источник власти в межличностных отношениях; а для их коллег Роя Браумейстера и Эндрю Стейнхилбера это практика самовыражения, одна из естественных потребностей человека. Исследователи также рассматривают онлайн-коммуникацию как площадку для экспериментов с идентичностью. Tinder позволяет стать соблазнительной красавицей или интеллектуалом в очках, меняя фото и описание себя — а таким образом и круг потенциальных партнеров.

Открывая приложение, пользователь видит фотографию, которая должна его «зацепить», и текст, который дает сигналы о системе ценностей другого человека, создает более полное впечатление. Любопытно, что несмотря на тенденцию рационализировать поиск романтических отношений — сам Tinder, собственно, именно про это — пользователи склонны избегать «открытого текста»: они говорят метафорами и употребляют устоявшиеся положительные характеристики в описании самих себя и требованиях к партнеру, чтобы, если говорить категориями рынка, не сужать целевую аудиторию.

Сегодня мобильные приложения для знакомств — простой и быстрый способ найти партнера для романтических, деловых или дружеских отношений. Но для успешного их использования необходимо учитывать законы этого рынка, где коммуникация начинается еще до того, как открылось окно переписки.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+