Хедхантинговая компания «Агентство Контакт» провела опрос 310 женщин, занимающих руководящие позиции в крупных и средних российских и международных компаниях более чем в 14 секторах экономики. Выяснилось, что большинство женщин топ-менеджеров, принимая кадровые решения, не обращают внимания на пол сотрудников, а в частной жизни многие из них делят обязанности с другими членами семьи.
В числе подчиненных у 70% опрошенных топ-менеджеров преобладают женщины. У остальных 30%, соответственно, в подчинении в основном мужчины. Причем пять лет назад эта доля составляла всего 8,5%, отмечают аналитики хедхантинговой компании. На вопрос «Вы предпочитаете работать с мужчинами или с женщинами?» 22% указали на противоположный пол, в то время как строго с представительницами своего пола предпочитают работать менее 5% опрошенных.
Большинство женщин-руководителей (73%) убеждены, что профессионализм от пола не зависит. Аналогично 80% опрошенных, занимая руководящий пост, в равной степени помогали построить карьеру представителям обоих полов. А вот среди остальных женщин-руководителей около трех четвертей помогали другим женщинам. Половина топ-менеджеров отметила, что им самим в карьере в той или иной степени помогали мужчины.
Участницы опроса также рассказали, возникают ли у них конфликты на работе: хотя почти 60% из них с этим не сталкиваются, среди оставшихся большинство – 36% всех ответивших на вопросы «Агентства Контакт» — конфликтуют в большей степени с женщинами.
Лишь пятая часть участниц опроса работают в компаниях, которыми руководят женщины, в остальных случаях самый высокий пост в организации занимает мужчина. Большинство респондентов считают, что женщины в целом занимают руководящие позиции в компаниях не более чем в 20-40% случаев. По данным хедхантинговой компании Hays, которая в феврале 2017 года провела онлайн-опрос более 1500 человек (более 60% участников – представители крупных международных и российских компаний, 64% — женщины) только 15% самых высоких позиций в компаниях в России занимают женщины – и этот показатель на 2 п. п. больше, чем в 2016 году. При этом в российских компаниях он немного выше – 18% против 14% в международных.
Занять самую высокую позицию в компании или профессии в целом стремятся только 53% женщин – против 68% мужчин, выяснили в Hays. Когда респондентов попросили отметить позиции, после достижения которых они могут считать себя «успешными людьми», 35% женщин назвали уровень директора подразделения. Наибольшая доля мужчин – 30% – указали позицию владельца бизнеса. Женщин, которые бы отметили именно такую должность, было только 19%. Аналогичный разрыв наблюдается на уровне «генеральный директор компании»: 24% мужчин против 15% женщин. Примерно одинаковые доли представителей обоих полов – около 15% — устроит позиция вице-президента компании. Любопытно, однако, что свою кандидатуру на повышение, по данным Hays, в последние 12 месяцев предлагала одинаковая доля мужчин и женщин – 39%.
В целом 69% опрошенных Hays работников указали на равные возможности для карьерного роста в их компаниях – на 3 п. п. меньше, чем в 2015 году. Однако 62% женщин и 39% мужчин полагают, что в России существуют барьеры, которые препятствуют развитию карьеры женщин наравне с мужчинами. Чаще всего среди барьеров упоминаются существующие неформальные договоренности и стереотипы — причем 71% самих же опрошенных верят в существование сугубо мужских и женских профессии. На втором и третьем месте по частоте упоминаний — вынужденные перерывы в карьере, из-за которых руководство с меньшей охотой продвигает женщин на управленческие позиции и проблема совмещения карьеры и личной жизни.
Тем не менее топ-менеджеры, ответившие на вопросы «Агентства Контакт», судя по всему, не так уж плохо справляются с последней задачей. Половина из них замужем, у 76% есть хотя бы один ребенок.
Почти 40% женщин-руководителей рассказали, что домашние обязанности в их семье распределены между всеми ее членами, 36% занимаются ими самостоятельно – и лишь в 5% ответов говорилось, что эти дела лежат на муже. Пятая часть опрошенных для освобождения от хозяйственных дел пользуются услугами домработницы. Половина женщин сами готовят дома еду, 31% делят эту обязанность с мужем или партнером. В опросе Hays не только женщины, но и мужчины среди своих приоритетов чаще всего выделяли равное распределение усилий между семьей и работой: в обоих группах это оказалось фокусом около 65% опрошенных, хотя для женщин доля все-таки немного выше.
Почти 30% участниц опроса «Агентства Контакт» зарабатывают больше своих мужчин. Половина замужних женщин самостоятельно распоряжаются семейным бюджетом, 46% решают финансовые вопросы вместе с мужем, и лишь в 4% случаев семейный бюджет – полностью в ведении мужа.