К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Работа мечты или «просто работа»? Профессиональные советы по поиску призвания.

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Психолог рассказывает, почему важнее прислушиваться к собственным потребностям, а не соответствовать внешним примерам.

На работе мы проводим огромное количество времени. И к сожалению, для отдельных личностей эти затраты имеют смысл лишь в контексте заработка, тогда как само рабочее времяпрепровождение является, скорее, вынужденной необходимостью, чем источником радости и интереса. Слишком часто работа воспринимается как каторга, на которой впустую прожигается время жизни. Помимо негативных эмоций у самого работника, такое положение дел является проблемой и для работодателя: вечно недовольный, унылый, немотивированный сотрудник никогда не будет совершать «подвигов» и решать «сверхзадачи». И наоборот — радостный, увлеченный своим делом (которое и назовем «призванием») человек будет проживать каждый день с интересом, принося домой положительные эмоции и восхищая работодателя своей ответственностью и инициативностью. Итак, в нахождении призвания заинтересованы все. Как же его найти?

Существует довольно много критериев, как определить «идеальную работу». Начиная от сложных психометрических методик, используемых для профориентации, и заканчивая достаточно вольными системами типа «люблю и умею». Но практически все они подразумевают внешние советы с опорой на некие высокие авторитеты и малопонятные научные исследования. Как-будто кто-то пытается объяснить мне, чем я на самом деле должен заниматься. Но разве кто-то может решить за другого человека, в чем его подлинное счастье? Сколько искалеченных судеб знает жизнь, когда те же родители, движимые искренней заботой о своем ребенке, из «лучших» побуждений навязали ему «полезное», а не интересное ему самому образование. И сколь немногие потом смогли вырваться из этой заданной им реальности, и нашли «свою» профессию.

Итак, критерий искомого нами понимания может лежать только внутри личности. Но как разобраться в этой личности? Чего «она» (то есть я) желает? На мой взгляд, ответить на эти вопросы человеку помогают его чувства и стоящие за ними ценности.

 

Чувства – это нечто отличное от эмоций, которые являются производным от нашего мышления и его оценки той или иной ситуации. Чувства – это глубинный и целостный отклик всего организма, его ответ на вызов и запрос окружающей действительности. Злость, гнев, обида, отчаяние, тоска, бездумное и переходящее в истерику веселье – это все эмоции; по их прошествии мы чувствуем себя опустошенными, выпотрошенными, измотанными. Чувства – радость, надежда, умиротворение и даже грусть – проживаются совсем иначе, и болезненных рубцов за собой не оставляют.

Чувства, в свою очередь, являются выражением наших ценностей. «Ценностей» не в смысле неких опять же навязанных правил поведения, моральных стандартов, требований нравственности и прочее. Все эти внешние по отношению к личности, застывшие в своей непререкаемости убеждения мало соотносятся с теми живыми, динамичными, дающими энергию и силу процессами, которые происходят внутри человека и которые являются подлинными ценностями. Именно на последние и следует опираться – даже если они идут вразрез с ценностями внешними.

 

Например, причиной многих переживаний молодых матерей является стандарт «хорошей матери» (и ценность «забота о ребенке») – всегда веселой, полной сил, внимательной, уверенной и в хорошем настроении. Много ли вы таких женщин знаете? Я, мне кажется, ни одной. Зато часто слышу и читаю истории, как «опускаются руки», «хочется только одного – хотя бы раз выспаться», «весь день на ногах, это ад» и т.д. Здесь живая ценность покоя и заботы о себе, выраженная в чувстве физической и психологической усталости, входит в противоречие с образом «хорошей матери». И годами вдалбливаемая привычка слушать не себя, а ориентироваться на внешние установления порождает у юной мамы внутренний конфликт, который отнимает у нее (и ребенка!) последние душевные силы.

Отличительным признаком любой подлинной ценности является ощущение силы и правды. Сила – это ощущение уверенности, готовность действовать, наличие психофизиологического ресурса. Правда – это некое глубинное убеждение в экзистенциальной правоте, понимание своих действий как миссии и вклада в некое общечеловеческое Благо.

К сожалению, иногда путем понимания ценностей оказывается боль. В таких случаях нам кажется, что какое-то решение (например, поменять любимую, но низкооплачиваемую работу) «очевидно» и будет легким. Но внезапно его последствием оказываются психологическое потрясение и душевное страдание (ценность самореализации оказывается значимее ценности материальной защищенности). Подобные истории показывают нам, что порой наши собственные представления о себе и своих приоритетах не соответствуют нашему реальному внутреннему порядку.

 

Увы, но у большинства из нас действительно есть существенные сложности с пониманием и чувствованием себя, так как с детства в нашем социуме прививается установка равнения на внешние стандарты, лишающая нас навыка слушания себя. Именно эта установка лежит на пути к самой важной точки нахождения своего призвания: понять, что же именно нам нужно. Пришла пора учиться по-настоящему замечать себя.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+