Часовая мануфактура Breguet выпустила модель Perles Impériales Haute Joaillerie — своеобразный оммаж, дань смелости и изобретательности часовщиков, которые в одном изделии перевернули привычное восприятие такой исконно мужской игрушки, как часы.
Глобальный процесс борьбы за свободу действий и самовыражения в моде начался не с освобождения от корсетов, ношения брюк, узких «хромых юбок», пригодных для самолетов, или протеста против неудобных фасонов. Чтобы найти отправную точку, достаточно взглянуть на модель Perles Impériales Haute Joaillerie, представленную Breguet на международной выставке часов и ювелирных украшений BaselWorld 2016 в швейцарском Базеле. Эта модель была создана по мотивам часов, изготовленного мануфактурой специально для первой жены Наполеона Жозефины Богарне. Она, как и многие члены императорской семьи, включая Бонапарта, была поклонницей Breguet. Александр I тоже заказывал часы у Бреге, а вслед за ним к швейцарским часовщикам стали обращаться многие российские аристократы.
Но что же такого удивительного было в часах императрицы Жозефины? Во-первых, сам по себе факт создания женских часов в то время — нонсенс. До Первой мировой войны часы считались мужским аксессуаром, прерогативой, и их носили на цепочке. Женщины же использовали их как ювелирное украшение и носили в виде кулона. Эта вещица была настолько эпатажной, что даже прилюдно посмотреть время считалось дерзким поступком. И, конечно, в XIX веке никто подумать не мог, что женщины, даже самые влиятельные и богатые, могли появиться с этим механизмом в свете. Во-вторых, чтобы осуществить задумку Жозефины, которая вскоре стала французской императрицей, часовщикам пришлось приложить немало фантазии. Мастера мануфактуры нашли изящное решение: они замаскировали механизм под медальон, украшенный синей эмалью. В-третьих, изготовление этой модели заняло долгие годы. Сначала был создан сам механизм. Затем в честь коронации Наполеона в 1804 году корпус обрамили бриллиантами. А спустя пять лет Жозефина решила подарить необычное украшение принцессе Августе Амелии Люксембургской перед венчанием последней с сыном Наполеона Евгением. Тогда императрица придумала простой и функциональный способ, как появляться с часами в обществе и не вызывать при этом негодования. Она «подсмотрела» его у своей «коллеги»-предшественницы Елизаветы I и заказала ювелирные браслеты, к которым крепился медальон. Этот элегантный выход понравился дамам, которые, хоть и не сразу, но постепенно стали все чаще носить часы на запястье в обществе. Так Жозефина отстояла право на «мужскую» привилегию часы с собой. Кстати, за свои часы императрица заплатила £3000, а в ноябре 2007-го они ушли с молотка за $1,3 млн на аукционе Christie’s.
Дизайн этих старинных часов лег в основу современной версии. Модель Perles Impériales Haute Joaillerie декорирована по окружности бриллиантами, закрепленными в особой технике «шатон», и редкой крупной жемчужиной акойя, доставленной с острова Таити. Каждая деталь этих часов — воспоминание об ампире. Перламутровый циферблат похож на тонкую вышивку или фактурные обои великосветских салонов.
В отличие от мужских моделей в женских часах мастера уделяют больше внимания внешнему виду, чем механизму. Что касается этой модели, она оснащена прозрачной задней крышкой из сапфирового стекла, через которую можно увидеть гильошированный ротор из платины 950-й пробы, приводящий в движение стрелки в нижней части циферблата. Они показывают часы и минуты. Такое нестандартное положение — тоже дань оригинальной модели. Часы оснащены автоподзаводом. Запаса хода хватает на 38 часов.
Помимо модели в память об императрице ювелиры Breguet создали гарнитур из сережек и кольца. Украшения этого комплекта напоминают цветы. Их середина выполнена из жемчуга и окантована бриллиантовыми лепестками. По задумке авторов гарнитур — собирательный образ драгоценностей той эпохи, созданный мастерами бренда.
Украшения, созданные в честь великой женщины, стали напоминанием о борьбе с условностями и предрассудками, пусть и в деталях. В них прекрасно все: и форма, и идеология, которая скрыта за романтичным ореолом истории создания. Эти часы на запястье не просто очередная безделушка, симпатичная вещь, а талисман, заставляющий задуматься о том, что нужно всегда оставаться верной себе и своей природе.