Первая работа: расшифровка записей документальных фильмов
Специально работу я не искала, вопрос любым способом получить средства к существованию не стоял. Но работа находила меня сама. Первая работа появилась, кажется, в 8 классе школы, то есть мне было лет 14-15. Меня попросила помочь печатать тексты для документальных фильмов мамина подруга, первоклассная переводчица из «Интуриста». Она давала мне часть материалов, и я за это получала небольшие деньги. Я фактически стала ее субподрядчиком. Мне надо было cлушать фильм и печатать на слух с записей на аудиокассетах. Печатать тогда можно было только на печатной машинке – компьютеры появились чуть позже. До сих пор помню, как надо было соблюдать определенную силу удара, чтобы буквы пропечатывались, уметь перезарядить пленку, если ее пора было заменить. С кассетами, с которых надо было печатать текст, тоже иногда приходилось возиться. Ведь ты постоянно включал и выключал звук, чтобы успевать печатать тексты по частям. Должна сказать, что этот опыт бесценен как первая попытка иметь свой доход, а, главное, возможность научиться чему-то новому – вниманию, терпению, новым навыкам, качеству работы и ее исполнению в нужные сроки. Ну и, конечно же, деловому общению. Ведь ты вступал в отношения если не с работодателем, то с его представителем, и нес определенные обязательства. Думаю, если представится возможность, надо как-нибудь спросить мамину знакомую, как она оценивала меня в то время и результаты моей работы.
Правда, я пыталась вспомнить, что это были за фильмы, и поняла, что совсем этого не помню. Видимо, они были мне совсем не интересны. Сколько мне заплатили – тоже не помню, но точно на эти деньги купила что-то к чаю домой. Ведь это такая традиция: принести что-то в дом с первой зарплаты.
Чуть позже, кажется, на первом курсе института, я выбрала работу по составлению каталога домашней библиотеки одного известного советского философа. Он недавно умер и его вдова хотела навести порядок в библиотеке и, возможно, издать его работы и заметки. Это была настоящая философская библиотека с известными книгами и старинными изданиями. Эта была та золотая середина, которую сложно получить в жизни, когда ты занимаешься тем, что доставляет тебе удовольствие, и одновременно зарабатываешь. Я люблю книги, с детства они составляют часть моей жизни. Ну и конечно, студентам всегда нужны деньги. Я училась тогда в Ленинском педагогическом институте. Кроме того, важным моментом для меня стало общение с интересными людьми. Это была интеллигентная московская семья с философией, культурой, правильными ценностями. И это был дополнительный бонус. Общение бесценно, особенно когда оно приносит что-то новое для тебя. Будь я постарше, я бы побольше общалась с той дамой, потому что когда ты юн, ты постоянно куда-то спешишь.
У меня были разные варианты заработка от случая к случаю. Появлялись предложения, и я от них не отказывалась. Помимо печатанья текстов документальных фильмов и составления каталога библиотеки, я потом еще работала в институте патентной экспертизы, а на четвертом курсе подготовила к выпускным экзаменам по литературе 10 класс спортивной школы. Они все его сдали, что было невероятно. Это был тоже заработок. Но для меня это больше был новый непростой опыт преодоления, выработки характера, навыков общения с новой аудиторией, опыт умения получать результат.
На что я тратила тогда деньги? Например, несколько раз покупала ткани и шила себе платья.
Мои родители одобряли мое желание работать. Думаю, все родители рады, когда ребенок занимается чем-то полезным. Кроме того, когда ребенок получает деньги, он должен уметь ими распорядиться. И это еще один важный урок.
Родители меня в этом плане никак не воспитывали, но лучшее воспитание – это всегда личный пример. Так, мой папа был горным инженером, но всегда подрабатывал, чтобы иметь возможность расплатиться за кооператив, купить машину – он занимался переводами, писал статьи, научные работы, а будучи еще студентом преподавал математику.
Дети и деньги: С моими детьми – дочерью и сыном – я вела себя примерно так же, как и мои родители. Дети всегда участвовали в жизни семьи, мы с ними всегда разговаривали на равных. Они понимали, откуда берутся деньги, что такое бюджет, никто никогда не скрывал от них, сколько стоит аренда квартиры и как это соотносится со стоимостью детского сада, а позже подготовки к институту и учебе в России и за границей.
Мне кажется, надо обязательно поощрять в детях желание работать и получать результат. Это важно и в учебе, и в спорте, и в работе. Все они учат дисциплине, прививают чувство ответственности. Зарабатывать деньги дети могут, наверное, лет с 16 точно. Это может быть участие в семейном бизнесе, если таковой есть, могут быть уроки по тому предмету, которым ребенок хорошо владеет, или тренировки, если преуспел в каком-то виде спорта. Да хоть новогодние открытки, если есть возможность их пристроить. Ведь продажи – это особый талант. Одно дело производить или быть носителем знаний и навыков, которые востребованы на рынке, другое дело – уметь продавать. В любом случае, если у ребенка есть потребность и возможность работать, почему бы и нет.