Кандидат химических наук, доцент химико-биологического кластера Университета ИТМО
Группа под руководством Елены Кривошапкиной модифицирует природные полимеры (такие, как целлюлоза), добавляя в них наночастицы металлов или их оксидов. Материалы, которые получаются в результате, могут применяться для решения очень разных проблем.
Во-первых, с их помощью можно эффективно очищать от токсичных и радиоактивных веществ сточные воды. Причем некоторые из таких сорбентов могут сами «сигнализировать» изменением цвета о том, что процесс очистки закончен. А если используются магнитные наночастицы, то их можно после этого извлечь из среды с помощью внешнего магнитного поля — вместе с поглощенными ими вредными веществами.
Во-вторых, такие материалы способны быть сенсорами — например, измерять содержание глюкозы в биологических жидкостях, таких, как пот и слюна. Постоянно отслеживать у себя уровень глюкозы нужно больным сахарным диабетом, при этом современные глюкометры в основном требуют забора крови. Разработка команды Елены Кривошапкиной способна решить эту проблему. Кроме того, она может применяться для проверки состава пищевых продуктов.
В-третьих, некоторые природные полимеры, обогащенные нанончастицами в лабораториях ИТМО, «умеют» очень эффективно поглощать углекислый газ. С помощью таких материалов собранный CO2 потом можно транспортировать на заводы, где из него будут производить, например, функциональные химикаты или жидкое топливо. Таким образом можно бороться с парниковым эффектом, переходить на альтернативные источники энергии и одновременно экономить природные невозобновляемые ресурсы углерода — такие, как нефть или каменный уголь.
«Мы уже проводили тестовые испытания всех этих технологий, и они дали хорошие результаты, — рассказывает Елена Кривошапкина. — Промышленного их применения пока что нет. Но я думаю, это вопрос времени».
«Легкие планеты — океан, а не деревья»: глава подводной федерации Жака Кусто Анна Аржанова — о будущем Земли