Режиссер: Анна Меликян
Сходу непонятно, с кем хотя бы на Западе можно было бы сравнить режиссера Анну Меликян, — а уж в России точно не с кем. Может быть, с Нэнси Мейерс («Стажер», «Отпуск по обмену», «Любовь по правилам и без»), королевой easy-watching жанра и романтической комедии? Но, в отличие от Мейерс, Меликян умудрилась сохранить незамутненность, нарочную наивность в своих трогательных фильмах о любви и даже привнести туда исключительный авторский элемент — ее картины бесконечно узнаваемы, вовсе не глупы, воплощают в себе какую-то сложноописуемую жизненную трагедию и прелесть. Каждая ее работа — дебютный ли «Марс», «Русалка», которую выдвигали от России на «Оскар» (к сожалению, безуспешно), «Про Любовь», «Звезда», «Фея», теперь также и «Трое» — упоительная городская элегия.
Герои Меликян лишь кажутся типичными, на деле же обнаруживают в себе бездну деталей. «Трое» отдельно примечательны еще и потому, что здесь, согласно названию, действительно три героя — и в кадре окажутся всего три лица: Константина Хабенского, Юлии Пересильд и Виктории Исаковой. Остальные актеры в фильме будут на заднем плане и в расфокусе. С одной стороны, их герои таким образом оказываются предоставлены сами себе, с другой — нам намекают, что они бесконечно одиноки друг без друга.
Они разыгрывают классический любовный треугольник. Саша (Хабенский) — лысеющий телеведущий второго эшелона (проплешина в прошлом волосатого Хабенского впервые сыграла столь важную роль в кино — здесь ее регулярно маскируют шиньонами, гладят и вообще обсуждают), ведет абсурдистское late-night show (очевидная отсылка к Ивану Урганту), пьет антидепрессанты в первой же сцене, пытается покончить с собой — утопиться в петербургском канале в обнимку с бесполезной статуэткой, врученной ему за медийную деятельность. Злата (Исакова) — его жена, работает инстаграм-мотиватором, заботится о муже, но, кажется, почти больше не любит его, пусть сама того не осознает. Вероника (Пересильд) — средней бездарности поэтесса, работающая экскурсоводом, словно ждала момента, когда сможет спасти Сашу от смерти, чтобы ее жизнь обрела наконец смысл. Звезда, которая даже себя не любит.
Глубины этой вроде бы незамысловатой истории придает уникальный режиссерский и сценарный метод Меликян, которая снимает так, будто пишет стихотворение — неожиданно и умело рифмует внутренние мотивы (так, в действии поучаствуют петербургская святая Ксения, будет раскрыта тема горного туризма, а также появятся вставные эпизоды со съемками телепередачи и ненастоящее привидение), использует киноэпитеты, кинометафоры и киноаллегории. Да и вообще в Веронике видится авторское альтер-эго — поэт, мечтающий о хотя бы грустном, но счастье в большом городе.
Приз «Троим» всего лишь за операторскую работу кажется утешительным. Тем не менее, снят фильм так, как у нас в России попросту никто не умеет — больше эта околоромантическая картина напоминает о фильмах Терренса Малика, как их снимают в последние годы Эммануэль Любецки и Йорг Видмер. Поверьте, это величайший из комплиментов: еще никогда российское кино о любви не выглядело так визуально экспрессивно. Снят фильм в формате 4:3 и отсылает таким образом к советскому пленочному кино, а те внутрикадровые решения, которые придумал ранее неизвестный оператор Николай Желудович, просто поражают. Скажем, финальный кадр (без спойлеров — финал открытый и лиричный), где под песню «Крылатые качели» (она важна по сюжету) камера, висящая в воздухе над лежащим под открытым небом в воде Хабенским, начинает медленно раскачиваться, а потом неведомым образом отрывается от штатива и улетает вдоль реки. Эта образцовая и неожиданно по-хорошему трогательная мелодрама снята так, как российское кино в принципе никогда не снимали — многие кадры заставляют прослезиться вследствие вызванного ими зрительского мгновенного счастья. В том числе приз жюри — это комплимент и Меликян, а не только Желудовичу: то, как выглядит фильм, — это всегда заслуга и оператора, и режиссера.