К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От прототипа Вассы Железновой до члена императорской семьи: как женщины строили успешный бизнес в царской России

От прототипа Вассы Железновой до члена императорской семьи: как женщины строили успешный бизнес в царской России
Forbes Woman продолжает рассказывать об успешных предпринимательницах прошлого. В этот раз в фокусе сразу пять женщин, которые развивали свое дело в Российской империи

Россия всегда была страной контрастов. В XIX веке она могла дать фору многим передовым западноевропейским державам в плане развития женского предпринимательства. Цифры говорят сами за себя: в 1814 году насчитывалось 165 (из 3731) компаний, принадлежавших женщинам, в 1832-м — 484 (из 5349), в 1879-м — 1045 (из 26 067), в 1884-м — 1354 (из 27 235), в 1897 году — 1684 (из 34 723). Способствовало тому законодательство Российской империи, по которому женщины имели равные с мужчинами права на занятия коммерцией. Немаловажным фактором было и то, что женщина пользовалась такими же правами, что и мужчина, в плане наследования имущества (об этом героини романов Джейн Остин могли только мечтать).

В основном предпринимательницы Российской империи принадлежали к трем группам: купеческие вдовы, замужние купчихи, незамужние купеческие дочери. Но были и исключения. Бизнесом подчас занимались и представительницы знатных дворянских фамилий. Имена наиболее успешных бизнесвумен были на слуху у современников. Нередко те или иные купчихи становились прототипами героинь произведений русских писателей. Мы рассказываем истории пяти наиболее примечательных предпринимательниц дореволюционной России.

Мария Морозова
Серов Валентин Александрович

Мария Морозова

На момент смерти Марии Морозовой в 1911 году ее состояние оценивалось приблизительно в 30,2 млн рублей. Это была колоссальная сумма по тем временам (простой рабочий в Санкт-Петербурге, например, зарабатывал всего около 22 рублей в месяц, а учитель гимназии от 85 до 105 рублей). Супруг предпринимательницы, Тимофей Саввич Морозов, ушедший из жизни в 1889 году, завещал своей жене состояние, оцененное в 6 129 018 рублей — сумма также немалая. Но Мария Федоровна превзошла своего мужа и за 22 года практически упятерила состояние семьи Морозовых. Автор книги «Москва купеческая» Павел Бурышкин писал: «Это была женщина очень властная, с ясным умом, большим житейским тактом и самостоятельными взглядами. Подлинная глава семьи».

Важно отметить, что передача дел Марии Федоровне началось еще при Тимофее Морозове. В 1883 году он оформил на супругу доверенность на управление имениями, покупку земель и получение денег. Купец знал, кому передать семейное дело, и, как показала история, не ошибся в выборе. Мария Федоровна оказалась наиболее успешной предпринимательницей Российской империи. Она сумела озолотить клан Морозовых благодаря, как говорят в наше время, «эффективному менеджменту». Если ее муж руководил всем сам, то она предпочла делегировать полномочия четырем директорам, каждый из которых отвечал за то или иное направление бизнеса. И в кадровой политике ей не было равных.

Даже самоубийство любимого сына Саввы Морозова в 1905 году не смогло выбить ее из колеи. Морозова продолжила эффективно руководить семейными предприятиями до последнего дня жизни.

Мария Кашина
Public Domain

Мария Кашина

Именно Марию Кашину русский классик Максим Горький увековечил в своей пьесе «Васса Железнова». Это была властная и деловая женщина, сумевшая на некоторое время существенно расширить пароходную компанию своего мужа Михаила Матвеевича Кашина, ушедшего из жизни в 1897 году. Его смерти предшествовал скандал: купец много кутил, проигрывая в карты тысячи рублей, а в 1895 году был привлечен к суду за растление малолетних.

Мария Кашина участвовала в управлении фирмой еще при жизни супруга. Она досконально изучила все нюансы пароходного бизнеса. Уже к 1900 году в составе ее флота было девять кораблей. В следующие пять лет было спущены на воду еще четыре крупных парохода для дальних рейсов по российским рекам. Дела компании шли в гору. Но, увы, недолго. Уже к 1910 году у бизнеса начались серьезные проблемы (в основном из-за трудностей в навигации). За недоимки были описаны три парохода. Но главное разочарование Марии Капитоновны — это собственные дети. Ее сыновья Михаил и Павел оказались попросту неспособны заниматься семейным предприятием, несмотря на высшее образование.

В 1913 году Кашинское пароходство было куплено за весьма значительную сумму 1 305 000 рублей. Через три года не стало и бывшей «пароходной королевы» Марии Капитоновны. Ее образ, увековеченный Горьким в знаменитой пьесе, стал нарицательным. Однако реальная Васса Железнова, помимо семейного дела, занималась еще и благотворительностью. Например, в 1901 году, Мария Капитоновна пожертвовала крупную сумму Обществу вспомоществования бедным.

Аграфена Растеряева
Public Domain

Аграфена Растеряева

Петербургская предпринимательница Аграфена Растеряева оказалась мудрее Марии Кашиной. После смерти своего мужа в 1860 году Аграфене и трем ее сыновьям досталось пять предприятий, в том числе три в столице империи Петербурге. Если Кашина развивала исключительно пароходный бизнес, то Растеряева сделала ставку на диверсификацию. Ее стратегия заключалась в создании и развитии промышленных предприятий в самых разных отраслях.

На кожевенном заводе в 1862 году было 36 работников, стоимость продукции составила 155 000 рублей. Химический завод с 40 рабочими производил серную, азотную и соляную кислоты, а также нашатырный спирт. На дроболитном заводе трудилось всего шесть рабочих. Также Аграфена Васильевна владела двумя кирпичными заводами вблизи Санкт-Петербурга. По данным за 1865 год, на них работало 200 человек и производилось 7 млн штук «красного и алого» кирпича на сумму 80 000 рублей.

Также Растеряева занималась торговлей химикатами, металлами, инструментами и легкими изделиями из железа. Точки сбыта находились в трех лавках в Санкт-Петербурге (одна в Гостином дворе и две в Апраксином дворе) и в Москве (на Китай-городе и в Гостином дворе). Кирпич же продавали на специальной площадке в центре Санкт-Петербурга. Продукция кожевенного и химического заводов сбывалась в Москве, Санкт-Петербурге, Риге и других городах империи. Растеряевский кирпич пользовался большим спросом. Его качество поражает и нынешних строителей. Именно фирма Растеряевой получила право клеймить изделия государственным гербом.

Аграфена Васильевна Растеряева сумела сохранить и передать бизнес мужа своим сыновьям, которые продолжили дело после смерти матери.

Вера Фирсанова
Хозяева «каменных джунглей». Коммерсантъ: Огонёк (19 февраля 2003).

Вера Фирсанова

Судьба Веры Ивановны Фирсановой похожа где-то на увлекательный, а где-то на жестокий роман. Дочь богатого купца Ивана Григорьевича Фирсанова, она была выдана против своей воли замуж за банкира Воронина. После смерти отца Вера Ивановна стала наследницей многомиллионного состояния и решила взять судьбу в собственные руки. Она потребовала у ненавистного супруга развод, но тот запросил гигантскую по тем временам сумму в качестве отступных — один миллион рублей. И Вера Ивановна пошла на это, заодно вернув себе и девичью фамилию. После разрыва она стала единолично управлять фирмой своего отца.

Именно на деньги предпринимательницы по проекту архитекторов Б. В. Фрейденберга и С. М. Калугина были возведены новые Сандуновские бани и Петровский пассаж (в момент торжественного открытия он получил название Фирсановского пассажа). Ее имение в Подмосковье стало одним из центров культурной жизни дореволюционной России. Там подолгу гостили Коровин и Серов, Рахманинов и Шаляпин. Также Вера Ивановна тратила гигантские суммы на благотворительность. Еще в 1881 году она вошла в распорядительный комитет Московского попечительского общества. А спустя два года на ее деньги архитектором М. А. Арсеньевым был построен четырехэтажный «Дом для вдов и сирот».

Вера Ивановна Фирсанова вошла в историю отечественного бизнеса как «самая роскошная предпринимательница России». К сожалению, все ее многомиллионное состояние превратилось в пыль после Октябрьской революции. Некоторое время Вера Ивановна жила в нищете в одной из московских коммуналок. Сбежать из страны ей помог Федор Шаляпин в 1928 году. Умерла она в Париже спустя шесть лет, оставив после себя добрую память и много красивейших зданий в Москве.

Евгения Ольденбургская 
Public Domain

Евгения Ольденбургская 

Согласно списку фабрикантов и заводчиков Российской империи 1832 года, дворянкам принадлежало 241 предприятие. Аристократки-предпринимательницы не были чем-то из ряда вон выходящим. Многие представительницы российской элиты не брезговали серьезным бизнесом. Правда, удача не всегда сопутствовала им.

Eе Высочество Евгения, принцесса Ольденбургская, урожденная герцогиня Лейхтенбергская, по матери приходилась внучкой императору Николаю I. В 1878 году она приобрела в Воронежской губернии за 500 000 рублей имение Рамонь площадью около 4378 га со свеклосахарным и винокуренным заводами. Эта сумма была большей частью ее состояния, которое на момент совершения сделки составляло 726 214 рублей серебром. Ее Высочество активно занялась модернизацией производства.

Несколько позже она построила ковровую и конфетную фабрики, а в 1901 году на свои деньги провела до Рамони 20-километровую железнодорожную ветку, функционирующую до сих пор.

Главной ошибкой Евгении Максимилиановны стал наем в качестве управляющего человека по фамилии Кох. Тот взял крупный кредит в Дворянском банке, а потом начал спекулировать сахаром. Бизнес терпел колоссальные убытки: в 1905 году дефицит фирмы достиг 4,2 млн рублей.

От позора принцессу спасло то, что она все-таки была членом царской семьи. На особых условиях ей было дано «пособие» из казны в 2,5 млн рублей, а также выдан кредит из Государственного банка на сумму 2 млн рублей. Эти деньги покрыли дефицит компании. Но хозяйство Рамони все равно оказалось на грани полного краха. Евгения Ольденбургская потеряла все свои активы после перевода имения в 1906 году в удельные земли.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+