Современный детский садик — это уже не место для «передержки» маленьких непосед. Родители хотят, чтобы дети не просто были под присмотром, пока мама с папой заняты. У детства появляется концепция.
Кажется, что концепций много. На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) выложено 27 рамочных программ для дошколки, на базе которых можно написать и собственную. Все они так или иначе предполагают создание условий для полноценного проживания детства и гармоничного развития. Однако одни, говорит старший специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис, больше ориентированы на воспитателя, другие — на ребенка. По программам первого типа до сих пор работает большинство российских детских садов. «Занятия похожи на школьные и основываются на единых нормативах, которые дети должны усвоить. Ребенку остается только следовать по курсу», — поясняет ведущий научный сотрудник ФИРО-РАНХиГС Владимир Загвоздкин.
Но современный образовательный стандарт, действующий с 2014 года, поддерживает те программы, в центре которых стоит ребенок. В садах нового типа дети играют, развивают исследовательскую деятельность и общение. В диалоге со взрослыми они участвуют в планировании своих занятий. Сад может использовать разные техники и методики: по-настоящему инновационную программу нельзя реализовать шаблонным образом, говорит Загвоздкин. «Такая система для нас новая, и мы только учимся в ней работать», — отмечает он. Мы отобрали шесть интересных и показательных проектов.